Годовщина оранжевой революции прошла прохладно во всех отношениях. Альтернативный 7 ноября, День свободы задумывался не столько как праздник, сколько повод показать всему миру и отечественным телезрителям: «нас багато». Правда, уже не «разом».
В действительности, ощутить разницу между телевизионной версией и тем настроением, которое царило на Майдане, можно было только побывав на главной площади страны. Имея возможность быть как непосредственным участником праздника, так и заочным - просмотреть трансляции годовщины "оранжевой революции" по телевидению, приходим к выводу: по телевидению показали один праздник, а в действительности был другой. И, к сожалению, праздником это событие назвать очень сложно.
Пробираясь по Майдану сквозь толчею людей, сразу замечаешь: первой отличительной чертой революции от праздника является большое число пустых, утративших веру и надежду глаз, перемешанных с улыбками фанатиков всего оранжевого. Это уже не те глаза, и не те улыбки. За год правления оранжевой власти революционеры не только потеряли доверие в кругу своих почитателей, но и стали даже не интересны. В большинстве, люди, которые смотрели на сцену, рассматривали происходящее там, как кукольное представление, игру воображения команды киношников – сценаристов, операторов, режиссеров.
Множество пришедших на площадь держал в руке флаги. (Конечно, стяги были не только оранжевые). Но размахивали молодые люди флагами без энтузиазма. Ну, что поделать, работа, есть работа. По неофициальным данным, работа мазальщика флагом оплачивалась от 100 гривен. Судя по слабовыраженным и непродолжительным крикам, а-ля: Ющенко; Разом нас багато – нас не подолати; Тимошенко – Премьер, - за крики денег давали меньше.
Носителей «помаранчевой» символики было не легко отыскать в толпе, не считая центральную часть площади. И если сопоставить обилие оранжевого цвета на революции и на празднике, то разницу можно визуально сравнить с бочкой - на революции, и винной пробкой - на празднике.
Еще одной отличительной чертой годовщины революции было наличие на площади Независимости большого количества милиционеров, которые идеально сочетались с участниками действа. Ибо, как звучит народный украинский миф, «міліція з народом».
Количество подогретых алкоголем подростков соответствовало музыкальным праздникам города, то есть, примерно, каждый второй. Единственное, что осталось неизменным – это количество приезжих. По всему Киеву было расставлены сотни автобусов, которые доставили на праздник желающих повеселится. По неофициальным данным, работа Майдановского стояльщика для киевлян оплачивалась от 50 гривен. Иногородним, как говорят злые языки, платили от 200 гривен.
Главные революционеры страны, выступая перед народом, оказались не оригинальны. Раскол в «оранжевой команде» преодолен не был даже на словах. Но, это было видно как на самой площади, так и на экранах телевизоров. Примирение «любих друзів» придется отложить до лучших времен.
После столь прозаичной сцены, наступило всенародное гуляние. Но самое смешное в этом Дне то, что праздник Нации собрал меньше людей, чем концерт Брайана Адамса, который по значимости этого события для украинцев несопостовим.
Возле входа в метро люди в голубом раздавали оранжевые листовки. Там значился один вопрос: «Что этот год принес тебе? Скажи себе сам. Только честно». Но отвечать им на иронический вопрос никто из присутствующих не хотел. В конце-концов, дело не в том, что принес этот год. Люди изменились. Их теперь не так просто всполошить. А это хороший знак. И праздник День Свободы станет для каждого украинца актуальным только тогда, когда каждый гражданин этой страны сможет не поддаваться на провокацию, а исходя из дара мыслить, без стороннего внушения и финансовой поддержки, ставить СВОЮ галочку в бюллетене. Что и является основой Свободы!
Людмила Айсик,
ELCOMART Выборы 2006