• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Предвыборная «зачистка» началась со Львова

    Опубликовано: 2005-12-09 16:11:00
    Нынешняя предвыборная гонка повторяет печальный опыт выборов-2002, сопровождавшихся кровавым переделом сфер экономического и политического влияния.
     
     В ходе прошлых парламентских выборов погибло два кандидата: шестой номер Всеукраинской партии трудящихся, бизнесмен Владимир Евстратов и бывший вице-губернатор Ивано-Франковщины, "эсдек" Николай Шкрибляк. Теперь их судьбу повторил экс-губернатор Львовщины, "нашеукраинец" Степан Сенчук. Который, хоть открыто и не претендовал на место в Верховной Раде, но серьезно влиял на политико-экономические расклады региона. В общем, на выборах снова кто-то пустил в ход пули.
     
    Почти показательное убийство
     
    Бывшего губернатора Львовской области, экс-председателя облсовета Степана Сенчука, в последнее время возглавлявшего наблюдательный совет корпорации "ЭкоЛан", расстреляли в упор 29 ноября. Преступление произошло возле автозаправочной станции в курортных Брюховичах, где "олигарх" жил в особняке. Степан Романович дожидался в своем служебном "Лексусе" запланированной накануне встречи с известным львовским адвокатом Владимиром Косенко. Но вместо адвоката подкатили убийцы-профессионалы и открыли прицельную стрельбу: сначала выпустили несколько одиночных пуль в голову и шею, потом 28 пуль в туловище Сенчука. Шансов выжить у жертвы при таком раскладе не было никаких.
     
    "Показательное убийство, — поползли по Львову упорные слухи. — Если бы заказчики хотели убрать Сенчука незаметно, проще было бы сделать это, когда он каждое утро совершал утренние пробежки в лесу с собакой". "Торопились убийцы, — утверждали более информированные львовяне. — Сенчук только в воскресенье вернулся из недельной деловой поездки в Германию, а на следующий день уже собирался лететь в Киев. Что-то решалось в считанные дни". Ветераны же правоохранительных органов называют это убийство показательно профессиональным. "Такие преступления очень тщательно готовятся заранее и в деталях продумываются исполнителями, которые не называют точного срока покушения, чтобы сохранить себе возможность для безопасного ухода", — сказал автору этих строк знакомый пенсионер-спецназовец.
     
    На Галичине еще никогда не убивали "птиц" столь высокого полета. До этого единственным трагически погибшим бывшим руководителем Львовской области был лишь бывший кандидат в президенты Вячеслав Чорновил, служебная "Тойота" которого при подозрительных обстоятельствах столкнулась с "КАМазом".
     
    Посредник
     
    Степан Сенчук — единственный из первых руководителей Львовской области, который пришел во власть из бизнеса уже весьма состоятельным человеком. И после отставки вернулся в бизнес, приумножив свое состояние. Имея опыт успешной предпринимательской деятельности в АПК, он принес в губернаторское кресло вместо красивых патриотических речей своих предшественников деловую хватку, которая очень импонировала тогдашнему президенту Леониду Кучме. Вскоре Сенчук уже мог звонить "гаранту" напрямую, игнорируя разного рода столичных кураторов Львовщины, и с удивительной для других губернаторов легкостью открывать дверь президентского кабинета. Не случайно на пленках майора Мельниченко несколько раз зафиксирован и голос Степана Романовича, чего он никогда не отрицал. Может быть, потому что в этих разговорах с Кучмой выглядел вполне достойно и никого "отдать чеченцам" не предлагал.
    Вершиной доверительных отношений Сенчука с первым лицом государства стал губернаторский подарок Кучме на президентских выборах 1999 года: имея на Львовщине отрицательный рейтинг, Леонид Данилович, даже сам того не ожидая, в итоге уверенно победил на Галичине. Как и обещал ему Степан Романович, который, задействовав все свои организаторские способности и партийные рычаги тогда родной Аграрной партии, лично исколесил всю область по митингам и встречам, клятвенно обещая избирателям скорое явление образа "нового президента". В это время и появился на свет так называемый "список Сенчука" — не имевшее аналогов по амбициям ходатайство львовского губернатора к президенту о выдвижении на высокие должности в исполнительной власти десятка достойных соратников Степана Романовича. Среди них был и ныне покойный Георгий Кирпа, с легкой руки Сенчука честно рассказавший отдыхающему в курортном Трускавце Кучме о всех возможных и невозможных схемах зарабатывания денег в транспортной отрасли. Президента рассказ впечатлил, и вскоре Кирпа отправился покорять Киев. А Сенчук настолько тогда вошел в доверие к Кучме, что однажды президент даже попросил его быть посредником встречи без галстуков и свидетелей со становившимся тогда все более несговорчивым премьером Виктором Ющенко.
     
    Не вооружен, но опасен
     
    Неизвестно, как бы сложилась тогда столичная карьера самого Сенчука в то удачное для него время, если бы не возникший острый конфликт между ним и эсдеками, положившими глаз на очень "хлебную" приграничную Львовщину. Коса Медведчука, отточенная ранее на Закарпатье, нашла на камень Сенчука и оказалась более крепкой. Отказавшись от предложения "эсдеков" получить откупную должность на выбор в Киеве, слишком уверенный в своем положении Сенчук был неожиданно отправлен дружелюбным "папой" в отставку без каких-либо объяснений. Дверь президентского кабинета закрылась перед ним навсегда.
     
    Осведомленные источники склонны считать, что главным прегрешением Сенчука стало то, что он помешал эсдековским бизнесменам приватизировать лакомый нефтеперерабатывающий комплекс "Галичина" в Дрогобыче, активно посодействовав в этом (через Александра Волкова и Леонида Кучму) местному предпринимателю Петру Дыминскому и его партнеру с Волыни Игорю Еремееву. Хотя и в этой сделке Сенчуку тоже не повезло: ее участники будто бы не выполнили всех предыдущих обещаний, и между ними сначала негласно, а потом и публично пробежала "черная кошка". Таким образом, вернувшись в бизнес и создав многоотраслевую корпорацию "ЭкоЛан", Сенчук в противостоянии с эсдеками остался по существу один. Местные СМИ быстро рассказали о якобы имевших место "воровских схемах" бывшего губернатора, незаконной приватизации его людьми предприятий АПК, огромном доме Сенчука с вращающейся кроватью и прочих его мыслимых и немыслимых грехах. И хотя бухгалтерских книг экс-губернатора никто не видел, однако его предпринимательская деятельность недоброжелателями живописалось в мрачных тонах так долго, что, вызвала в общественном сознании легкую аллергию на Сенчука.
     
    Всем было ясно, что, действуя с присущим ему размахом в бизнесе, Степан Романович задел локтями не только эсдеков. Многих раздражало еще и то, что вместо того, чтобы "скромно" залечь после отставки на дно, спрятавшись в тени нанятых управленцев, Сенчук с крестьянским упорноством с утра до вечера работал в кабинете председателя наблюдательного совета "ЭкоЛана", одновременно продолжая влиять на политические "расклады" региона. Свое влияние он терять не желал и готовился к реваншу. В узком кругу от него слышали о том, что, мол-де, одна из наибольших бед Львовщины в том, что она, дав Украине многих ярких политиков и общественных деятелей, до сих пор не имеет ни одного своего местного олигарха. А, мол, в коррумпированном государстве, где политика замешана на больших деньгах, без них много для региона не сделаешь.
    Себя же олигархом Сенчук не считал, а довольствовался скромным титулом "эффективного нанятого менеджера". Хотя даже для непосвященных не было большим секретом, что главным владельцем корпорации "ЭкоЛан" формально является его супруга Людмила. Женщина сильная, с мужским характером. Кстати, несколько лет тому назад она, единственная во Львове представительница слабого пола, выучилась летать в авиаклубе на спортивном самолете. Но даже такой смелой женщине вряд ли будет под силу выполнять в корпорации ту управленческую работу, которую делал ее покойный муж.
     
    Шанс вернуться в большую политику у Сенчука появился на прошлогодних президентских выборах. Он поставил на Ющенко и помогал его блоку в регионе как финансово, так и организационно. Потому что хорошо знал Виктора Андроеевича по совместной работе в свою бытность губернатором, а Ющенко — премьером.
     
    Версии
     
    За что же убили Степана Сенчука? Одна из версий заключается в том, что в конце ноября 2005 года Степан Романович стал как никогда уязвим для всех своих недоброжелателей — бывших и нынешних. После победы Ющенко на выборах Сенчук помог начальнику избирательного штаба "Нашей Украины" Петру Олийныку стать председателем облгосадминистрации, но поплатился за это очередной порцией попахивающего компромата, вылитого экс-губернатору на голову. Клевещут, что группа Дыминского, не сумев продвинуть в губернаторское кресло своего ставленника, "обстреляла" Сенчука с трибун и газетных полос таким компроматным набором, что вместо лавров, причитавшихся одному из лидеров команды "помаранчевых" победителей, ему пришлось довольствоваться второстепенной ролью. Сенчук не получил должности в Киеве, которая удовлетворяла бы его амбиции, не было у него, поговаривают, и шансов попасть в парламентские списки НСНУ, куда он вступил весной этого года.
     
    "За вами тянется шлейф компромата, нужно набраться терпения", — отшучивались вчерашние соратники-просители. Хорошо осознавая при этом, что сделай Сенчук, например, один телефонный звонок Дыминскому, негласно поддерживающему БЮТ, и на Львовщине появилась бы такая крепкая "протимошенковская" политико-бизнесовая связка, разорвать которую было бы практически невозможно. Но Сенчук не звонил. Даже после того, как прошлой весной Петр Петрович поздравил Степана Романовича с 50-летием и предложил встретиться за чаем. Даже 27 ноября, когда просто ради приличия надо было набрать номер Дыминского и в ответ поздравить того с его днем рождения.
    Когда 29 ноября Сенчук погиб, один из местных политиков шокировал автора этих строк страшной фразой: "Сенчука подарили Дыминскому на день рождения!" По его мнению, кто-то третий, воспользовавшись политической неопределенностью, в которой оказался Сенчук, решил несколькими автоматными очередями поразить группу целей. Во-первых, вбить еще один клин в отношения между НСНУ и БЮТ. Тем более — накануне запланированного визита во Львов Юлии Тимошенко. Во-вторых, существенно ослабить НСНУ в регионе. Сенчук вряд ли отказался бы снова помочь на выборах Олийныку, теперь уже губернатору и областному лидеру НСНУ, с которым до последнего покойный поддерживал дружеские отношения. А также подсобить тем друзьям и знакомым в Киеве, которые все еще оставляли Сенчуку надежду перебраться в столицу после того, как отшумят выборы-2006. В-третьих, разжечь угасающий конфликт между нынешней властью и местными эсдеками, потерявшими государственные должности, но не финансовое влияние в регионе, часто противоречащее бизнес-интересам партнеров Олийныка, среди которых, поговаривают, был и Сенчук.
     
    Впрочем, имеет право на жизнь и вполне прозаическая версия. Злые языки клевещут, что в период первичного накопления своего капитала Сенчук весьма некрасиво поступил со своими тогдашними партнерами, чего-то пообещав и не выполнив. Не исключено, что "доброжелатели" теперь решили вернуть экс-губернатору старый "должок". Так или иначе, по мнению наблюдателей, убийство Сенчука, прежде всего, стоит связывать с переделом сфер экономического влияния. Поскольку "предвыборные" убийства 2001-2002 годов, как выяснилось впоследствии, также были по большому счету связаны с деньгами — политикой там только попахивало. Правда, между большой политикой и большими деньгами всегда стоит знак равенства.
    Оксана Винчур, Грани плюс
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.