Таковы условия вступивших в силу с первого января конституционных изменений, предусматривающих переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления
После Нового года полномочия Президента распределяются в пользу Верховной Рады и Кабинета министров. Впрочем, значительная и самая существенная часть конституционных нововведений вступит в силу только после избрания нового состава парламента. Напомним, что выборы народных депутатов пройдут 26 марта нынешнего года. При этом новоизбранный парламент будет работать на год дольше своих предшественников. То есть срок действия полномочий новой Верховной Рады отныне увеличивается с четырех до пяти лет.
Народный депутат лишится своего мандата, если откажется войти в родную фракцию или захочет ее покинуть
По результатам выборов в течение одного месяца со дня открытия первого заседания парламента в Верховной Раде должна быть сформирована коалиция фракций, в состав которой обязано войти большинство народных депутатов, то есть не менее 226 человек. Затем коалиция депутатских фракций должна представить Президенту предложения, касающиеся кандидатуры премьер-министра. Глава государства, в свою очередь, вносит в 15-дневный срок эту кандидатуру в Верховную Раду, которая окончательно утверждает главу правительства. Кабмин теперь слагает свои полномочия перед новоизбранным парламентом, а не, как раньше, перед новоизбранным Президентом.
Поскольку главную роль в политической жизни страны отныне будет играть парламент, народные депутаты, чтобы сохранить стабильность Верховной Рады и не нарушить политический баланс, определенный избирателями, ввели так называемый "императивный мандат". Иначе говоря, народный депутат лишится своего мандата, если откажется войти в родную фракцию или захочет ее покинуть. Таким образом, Украина отказалась от принципа "свободного мандата", когда парламентарии были подотчетны только своим избирателям и могли безо всяких юридических и политических последствий менять свою фракционную прописку.
Дело в том, что Верховная Рада всегда отличалась нестабильностью составов депутатских фракций и групп. Более половины парламентского состава умудрялось по нескольку раз менять свою фракционную прописку. В 1998 году Верховная Рада впервые избиралась по смешанной избирательной системе. Новая система дала возможность выбирать не только конкретного депутата, но и партию, которая, преодолев четырехпроцентный барьер, получала исключительное право на формирование фракции в парламенте. Вместе с тем партии столкнулись с огромной проблемой, касающейся партийной дисциплины. Многочисленные выходы из фракций народных депутатов (нередко в результате подкупа, шантажа или угроз) привели к исчезновению ряда партийных фракций, которые получили на выборах поддержку миллионов избирателей. Например, в феврале 2000 года на основании статьи регламента Верховной Рады, которая предусматривает роспуск фракций, если их количественный состав становится меньше 14 народных депутатов, были распущены партийные фракции "Громады", Селянской партии и прогрессивных социалистов.
Вот почему еще тогда многие политики выступили с предложением запретить на законодательном уровне фракционные переходы народных депутатов, прошедших в парламент по партийным спискам. Впрочем, как утверждают некоторые эксперты, проблему партийной дисциплины конституционные нововведения не решат. То есть народный депутат может спокойно находиться в родной фракции, но голосовать при этом будет в унисон с другой политической силой. Причем утрата депутатского мандата ему не грозит.
Уволить главу СБУ без соответствующего представления главы государства народные депутаты не могут
Кстати, новые нормы Конституции оставляют много вопросов, касающихся механизма их реализации. Не исключено, что после избрания нового парламента возникнут правовые коллизии, которые должен будет улаживать Конституционный суд. Но сегодня, к сожалению, в Конституционном суде нет кворума. Верховная Рада до сих пор не утвердила свою квоту судей.
Как бы там ни было, но новая схема перераспределения власти дальше выглядит следующим образом. Верховная Рада получает право утверждать по представлению премьера членов Кабинета министров, председателей Антимонопольного комитета, Госкомитета по телевидению и радиовещанию, Фонда госимущества, а также увольнять этих должностных лиц. По представлению Президента парламент утверждает кандидатуры министра обороны, министра иностранных дел и главы СБУ. Уволить главу СБУ без соответствующего представления главы государства народные депутаты не могут.
Глава государства имеет право ставить перед парламентом вопрос о недоверии правительству. Усомниться в эффективности работы Кабмина могут также не менее 150 парламентариев. Правда, рассматривать вопрос о недоверии правительству народные избранники могут не более одного раза на протяжении очередной парламентской сессии. В любом случае для отставки правительства понадобится не менее 226 голосов.
Согласно конституционным изменениям Президент получает дополнительные права по роспуску парламента. Если раньше глава государства мог досрочно прекратить полномочия Верховной Рады только в одном случае, а именно: в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не начинаются, - то теперь добавились еще два. Президент может распустить парламент, если в течение одного месяца народные депутаты не смогут создать коалицию либо если на протяжении 60 дней они не сформировали персональный состав Кабмина.
Несмотря на урезанные политреформой полномочия, Президент остается влиятельной фигурой в стране. Глава государства, как и прежде, имеет право ветировать законы, принятые Верховной Радой, и останавливать действие кабминовских актов. Также Президент остается главой государства, Верховным главнокомандующим и председателем Совета нацбезопасности.
Факты и комментарии, Олександр Галух
«Обсудить на форуме Силы Народа»
e-news.com.ua