• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Сценарий второго переворота в Украине

    Опубликовано: 2006-02-09 17:01:00

    Сразу оговорюсь: я не считаю, что вероятность второго переворота очень высока. Тем не менее, она существует (в конце концов, был же первый более года назад), а значит, должна всегда "иметься в виду", чтобы не стать неожиданностью для всех.

    В марте в Украине пройдут парламентские выборы. Можно спорить о деталях, но то, что они серьезнейшим образом изменят расклад политических сил - факт непреложный. Чтобы оценить масштабы этих изменений, достаточно сравнить нынешнюю конфигурацию с предполагаемой на основе рейтингов конфигурацией после выборов (разумеется, при фантастическом предположении того, что выборы пройдут честно).

    Нынешняя расстановка политических сил:

    Блок Ющенко: 105

    Блок Тимошенко: 47

    Регионы Украины: 60

    Блок Литвина: 63

    Коммунисты: 56

    Социалисты: 29

    СДПУ(о): 19

    (Блоки Ющенко, Тимошенко и Литвина состоят из нескольких фракций. В данном подсчете объединение проводилось на основе принадлежности к спискам на текущих выборах и тенденциях в голосовании по ключевым вопросам)

    Предполагаемая расстановка сил после выборов (на основе среднего рейтинга за январь):

    Наша Украина: 90

    Блок Тимошенко: 86

    Регионы Украины: 151

    Блок Литвина: 33

    Коммунисты: 32

    Социалисты: 40

    ПСПУ: 18

    До сих пор главной загадкой остается вопрос о том, сумеет ли СДПУ(о) мобилизовать имеющиеся у них значительные ресурсы (финансовые, административные и интеллектуальные) и "прорваться" в парламент. Во всяком случае, такие шансы у них есть.

    Исполнительная власть:

    По формальному признаку, "у руля" находятся две партии: "Наша Украина" (в большей степени) и "Соцпартия Украины" (пара министерских портфелей, да пара губернаторских должностей). Что касается местной власти и местного самоуправления, то помимо фаворитов предвыборной гонки, имеющих региональное влияние (Тимошенко - в меньшей степени), во многом сохранила свои ресурсы СДПУ(о): начиная с самого западного региона, Закарпатья, заканчивая все возрастающим влиянием в Крыму, не говоря уже про имеющиеся по сей день кулуарные рычаги в Службе Безопасности Украины.

    Итак, в идеальном варианте прохождения парламентских выборов, в котором нет фальсификаций, админресурс не используется, а Ющенко добровольно складывает с себя часть полномочий, баланс получается следующий - Регионы Украины: максимальный выигрыш. Более 150 голосов позволяют им в одиночку блокировать любое мало-мальски серьезное решение парламента, для принятия которого нужно 300 голосов. Вероятные союзники (по крайней мере первое время): коммунисты, ПСПУ и, если пройдут, СДПУ(о), таким образом позволяя получить более 200 голосов. Без сомнения, претенденты на получение максимального количества должностей в правительстве, а, возможно, и премьерского портфеля (если Ющенко с Тимошенко не составят крепкого "оранжевого" блока, имея в результате 156 голосов).

    Блок Тимошенко: уверенная победа. Практически двукратное увеличение парламентского веса, возможность для маневра между Ющенко и Януковичем, а также небольшой, но все же существующий шанс залезть в премьерское кресло, столь милое сердцу Юлии Владимировны, с помощью феноменальных способностей к интригам, превосходящим даже ее внушительные способности к воровству.

    "Наша Украина": катастрофическое поражение. Урезание полномочий Ющенко. Рано или поздно - потеря большей части должностей в Кабинете Министров. Небольшое, но заметное сокращение веса в парламенте. Невозможность выполнения дальнейших обязательств перед "вашингтонским обкомом" (скорее всего, с переменой парламента и министров, вступление в НАТО будет забыто как страшный сон, оставив, разве что, возможность время от времени пошантажировать этим Москву). Не исключено (хотя и маловероятно), что Виктору Андреевичу припомнят его нелегитимный приход во власть.

    Социалисты: сомнительная победа. Полуторократное увеличение веса в парламенте. Частичная (а не исключено, что и полная) потеря министерских портфелей. Вступление в силу парламентской реформы - нелогичный аргумент, эмоционального характера, но, по-моему мнению, один из немногих случаев, когда эмоции играют хоть какую-то роль: уже больше двух лет Александр Александрович носится с идеей парламентской реформы, как дурак с писаной торбой, без устали "раскручиваясь" как ее автор, и любую попытку торможения оной воспринимая как выпад против себя лично, и против Соцпартии в целом. Частичная возможность коалиционной борьбы (лидерство во "втором эшелоне" партий, идущими за тремя "динозаврами" выборов), осложняемая, правда, фанатичной ненавистью к нему остальных крайне левых партий: коммунистов, и еще в большей степени, ПСПУ.

    Блок Литвина: поражение. Двукратное сокращение мест в парламенте. Абсолютная невозможность выступления в качестве третьей силы - и без него охотники найдутся, классом повыше, те же Леди Ю. и Соцпартия. Единственный неизменный плюс - кресло спикера, судя по всему будет оккупировано им еще долго.

    Коммунисты - поражение, ПСПУ - победа. Более подробно рассматривать их в контексте статьи нет необходимости.

    Предпосылки для переворота

    Итак, налицо пикантная ситуация. Украина, как бы не хотелось этого видеть определенным слоям электората, далеко не европейская и не демократическая страна. Эта страна, в которой, например, весомая часть населения предпочла бы увидеть, как Ющенко разгонит парламент и введет прямое президентское правление (что бы ни значил этот отсутствующий в украинском законодательстве термин). Это страна, как и почти все постсоветские страны, в которых люди перед окончанием второго срока президентства кого-либо задумываются, а не захочет ли он остаться на третий срок, благо, подобные прецеденты вокруг случаются сплошь и рядом. В этой стране, правящая партия оказывается перед ситуацией, в которой она вот-вот будет отстранена от власти. Захочет ли она принять поражение?

    Внешнеполитические аспекты анализировать сложно из-за большого количества факторов. США, скорее всего, были бы не прочь помочь в централизации власти либералиссимусу Украины, но сильно заняты собственными проблемами и Ближним Востоком, даже денег на демократию почти не дают. Европа, с одной стороны, вроде бы недвусмысленно дает понять, что готова договариваться и с Тимошенко и с Януковичем, но, с другой стороны, вполне вероятно, что им все равно. Диктатура так диктатура, лишь бы трубу грязными руками не трогали. Россия, конечно, чуточку огорчится, но Россия теперь умная, она уже со всеми договориться успела, а миротворцев вводить - это пройденный этап в ее развитии; еще столкнется танк со светофором, так опять извиняться придется. Наиболее вероятным мне представляется вариант, при котором каждая сторона будет опираться на "свои" силы внутри Украины, формально оставаясь в стороне. Как это, в общем-то, и было во время первого переворота.

    Возможные союзники и противники переворота

    Основной вопрос: сумеет ли Ющенко осуществить переворот самостоятельно или ему придется искать союзников. Чем он обладает и чего ему недостает?

    Во-первых, в распоряжении Ющенко два из трех силовых ведомств: СБУ, и, что самое важное, армия. В его распоряжении почти вся областная власть и большая часть местного самоуправления в центре и на западе. Кроме того, у него еще есть достаточное количество сторонников среди населения, вместе с техническими и финансовыми возможностями эффективно их использовать.

    У него нет контроля над СМИ, в первую очередь над телевидением, и практически нет возможности для осуществления этого контроля. Облегчить эту задачу ему могла бы дружественно настроенная местная власть. У него нет контроля над МВД (глава МВД - Луценко, прошел по квоте социалистов). Двое губернаторов - Одесской и Полтавской областей - также квота социалистов. У него нет контроля над определенной частью местного самоуправления, в основном на юго-востоке. У него - насколько я могу судить по Одессе - уже нет "неофициальных" силовых структур, с помощью которых во время Майдана устраивались провокации и решались силовые вопросы местного значения. С приходом бизнес-структур эти группы были оттеснены от власти и в настоящий момент неподконтрольны.

    В том, что ему недостает, его во многом дополняет союзник по власти, Александр Мороз. Его люди - глава МВД и вышеупомянутые губернаторы (еще есть небольшая неясность с Днепропетровской областью).

    У Тимошенко есть достаточно серьезная власть в Днепропетровской области. Вообще, создается впечатление, что после изгнания ее из премьер-министров область была дана ей "на откуп" - днепропетровский губернатор Ехануров стал премьер-министром, а на место губернатора назначили Надежду Дееву, заместителя Еханурова по областной власти, никакого отношения к "Нашей Украине" не имеющую. Кроме того, у Тимошенко есть врожденный дар (вкупе с финансовыми возможностями) собирать вокруг себя протестный люмпенизированный электорат и вертеть им как угодно. Когда, после ее отставки, говорили о вероятности собирания "второго Майдана", это был далеко не только "черный пиар&qu 2C но и возможный вариант развития конфликта.

    Наконец, Янукович. У него есть максимум власти в Донецке. У него, наверняка, есть свои карманные силовые организации. У него есть определенный контроль над частью медийного пространства; огромное количество, готового поддержать его населения; технические и финансовые средства, чтобы их использовать; определенное количество подконтрольной местной власти. Нет только одного - решимости все это применить.

    Варианты развития событий

    Какой бы сценарий не был избран, две первые задачи, которые встанут перед путчистами - это разгон парламента и контроль над регионами. Совершенно независимо от того, будет ли достигнута договоренность с социалистами, и если нет, то будет ли глава МВД Луценко смещен, или успеет скрыться и попытается сопротивляться перевороту - нет никакой возможности заставить милицию подчиняться себе на местах. Поддержанием правопорядка они, в меру своих сил, будут стараться заниматься, но любая попытка заставить их выполнить какое-то политическое решение будет полностью проигнорирована, с параллельным проведением имитации его выполнения. Милицейское начальство, в силу своей психологии, будет до конца стараться выжидать, не становясь ни на чью сторону. Единственный приказ, который они не смогут не выполнить - приказ прибыть в Киев, но в случае отстранения Луценко от власти и этот приказ имеет шанс на невыполнение.

    Между тем, присутствие милиции в Киеве - та часть плана, без которой он практически полностью обречен: ну, если не на провал, то на очень грубые ошибки и топорное исполнение. Дело в том, что ни милиция, ни, скорее всего, СБУ, не будут усмирять непокорную местную власть, если таковая возникнет (а то, что она возникнет в Донецке и в Крыму - в этом почти нет сомнений). Для ее усмирения придется либо проводить войсковую операцию, либо пытаться договориться и запугать, имея "под рукой" те же войска. При этом выгодно все милицейские подразделения держать в Киеве, там, где они наиболее подконтрольны, а войск там не держать, усилив их присутствие в региональных центрах сопротивления.

    Такими центрами могут стать Одесская и Полтавская область (если не будет достигнута договоренность с социалистами), возможно, Днепропетровская область (если подозрения о подконтрольности губернатора Тимошенко не лишены оснований). События в Крыму вообще трудно предугадать - если там одновременно будут разыграны карты татар и российского флота. Также, могут взбунтоваться города на юго-востоке, в которых лояльное оппозиции местное самоуправление не подчинится областному - из крупных областных центров это, без сомнения, Донецк, возможно, Запорожье и Николаев. Под вопросом Луганск (областная и местная власть оранжевые, но слишком уж высок уровень поддержки Януковича), Херсон (с точностью до наоборот - мэр из "Партии Регионов", но самый низкий по юго-востоку уровень поддержки), Харьков (областная и местная власть оранжевые).

    Сценарии

    Я вижу два "крайних" сценария переворота, самый жесткий и самый мягкий, все остальные - нечто среднее между ними. Коротко говоря, "жесткий" вариант - это прямой военный переворот, опирающийся в целом на армию, как на наиболее дисциплинированную силовую структуру. Парламент разгоняется силовыми методами, в крупных городах юго-востока устанавливается военное присутствие, максимально берутся под контроль средства коммуникации. Хорошо зарекомендовавшим себя средством является также отключение электроснабжения в наиболее нестабильных регионах. Этот сценарий хорош тем, что не привязан к какой-либо дате. Он наиболее успешный, и наиболее непредсказуемый по внешнеполитическим последствиям (при определенных вариантах возможен "балканский сценарий"). "Мягкий" вариант связан с введением "прямого президентского правления" (что бы это ни значило) и объявлением чрезвычайного положения. Удобно "привязать" это к выборам, благо, Янукович и Тимошенко постараются стянуть в столицу максимум сторонников, чтобы задействовать сценарий "Майдана", в случае неудобного для них исхода выборов, или для предотвращения подобных попыток с чужой стороны. "Мягкий" вариант невозможен без союза с социалистами, армейское вмешательство будет минимальным и неафишируемым, просто как угроза в случае неподчинения власти на местах. Впрочем, основное противостояние, в данном случае, как и в прошлый раз, будет происходить в Киеве.

    Дмитрий Редькин, Кремль.org

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.