«Захочу – буду спикером. Захочу – премьером. Это будет зависеть от моего выбора. Поскольку другого выбора не будет…». Примерно такое заявление по телевидению сделал недавно нынешний спикер Владимир Литвин. Каким образом Владимир Михайлович собирается осуществить столь грандиозные планы? Это, наверное, известно только ему…
Потому что ситуация с формированием будущего парламентского большинства и последующими «выборами» спикера и премьера складывается совершенно не в пользу как Народного блока Литвина, так и Владимира Михайловича лично. Все началось с «первой» отставки правительства в первый же день девятой и последней сессии этого созыва ВР. Несмотря на то, что сам Литвин не голосовал, две «его» фракции – Народной партии и Народного блока – в сумме отдали 60 голосов за то, чтобы уволить команду Еханурова. Ну, так получилось.
Впоследствии Литвин настаивал, что ВР была тысячу раз права, отправляя правительство в отставку в разгар «газовых» и «молочных» войн, тридцатиградусных морозов, и прочего. Тот факт, что в угоду сиюминутной политической выгоде, прежде всего оппозиционных партий и лидера предвыборного блока «Мы», приносится в жертву реноме страны, Литвин не воспринимает. Он говорит о другом. «По большому счету, кого интересуют все эти международные рейтинги и оценки, если люди будут замерзать от холода и умирать от голода?», – заявил он в интервью изданию «Власть денег».
Пикантность ситуации в том, что, так или иначе, правительство будет выполнять свои обязанности до избрания нового состава, но в заниженном статусе – и.о. Ведь избрать новую исполнительную власть может только новый состав парламента, где будет сформировано большинство. Что, Литвин этого не знал? «Вообще-то, спикер Владимир Литвин напоминает мне мальчика, который всегда ездил на самокате, хотя и с номером ВР, и вдруг ему подарили «Жигули». Он решил их в первый же день опробовать и въехал в забор, – сказал о деяниях спикера министр МВД Юрий Луценко, имея в виду соблазн «поцарювать», предоставляемый председателю ВР политреформой, вступившей в силу с 1 января 2006 года.
Последствия эпопеи с отставкой правительства вскоре не замедлили проявиться, в частности для Литвина и его политической силы. «Ратование» за народ, увы, не принесло ожидаемых дивидендов: и до того невысокий рейтинг НБЛ начал падать. Впрочем, отставка Правительства негативно повлияла также и на уровень поддержки БЮТ.
По данным социологических исследований, проведенных Центром им. Разумкова 26-31 января (2016 респондентов, погрешность не более 2,3%), блок Литвина еле-еле преодолевает проходной барьер с результатом 3,4%. Динамика рейтингов от СОЦИС также свидетельствует о том, что рейтинг НБЛ слабеет: по результатам опроса 17-22 ноября 2006 года его поддерживали 5,6% избирателей, а 26-31 января сего года – 4,5%. И это притом, что глава избирательного штаба блока Игорь Еремеев прогнозирует поддержку в 20%!
Примерно такая же картина, когда декларируемое и желаемое очень далеко от действительности, вырисовывается и в вопросе вхождения в какую-либо коалицию после выборов. К примеру, Владимир Михайлович говорит о том, что никаких предложений о создании коалиции никому не делал. И его не волнует будущий состав объединения. «Если с кем-то вести переговоры, это будет означать, что другие начнут дружить против тебя», – объясняет свою позицию Литвин. Но того же результата без труда можно достичь, если действовать в стиле нынешнего спикера.
В ответ на все это руководитель юридической службы блока «Наша Украина» Роман Зварыч сообщил, что в «оранжевую» коалицию («Наша Украина», БЮТ, СПУ, «Пора–ПРП», блок Костенко) Литвина никто и не звал, поэтому разговоры о том, что «он не пойдет», по меньшей мере, странны. «Такое можно говорить только тогда, когда тебя кто-то пригласил, а ты гордо отказываешься, – сказал он. – Получается аналогия: один сосед говорит другому: «Я не пойду в гости к Петру». Вопрос в том, приглашал ли его Петро…».
«Коалиция может быть как пропрезидентской, так и антипрезидентской, – говорит Литвин. – Шансы приблизительно равны…» Может быть, в этой фразе Владимира Литвина, который никогда не отличался эпатажностью и всегда старался извлечь для себя выгоду из создавшихся ситуаций, следует искать ключ к дальнейшим его планам? Не привязываться ни к кому, и в последний момент вскочить на спину победителя, кто бы им, в результате, ни оказался. Вот такая позиция «взаимопонимания и согласия»…
Юлия Чиж, Версии
e-news.com.ua