• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Как стать Наполеоном. Краткий курс

    Опубликовано: 2006-03-01 12:10:00

    …Люди помешались. Все лезут в Наполеоны. Нельзя по улице пройти от  Наполеонов.
    Лев Славин, "Интервенция"

    Ни демократия, ни авторитарный режим, ни даже самая примитивная диктатура не рождаются из ничего и сами по себе. Как справедливо отметил один из философов древнегреческой Плеяды, "все, что происходит, происходит каким-то образом". В нашем случае это означает, что соответствующие механизмы необходимы для установления любой — хорошей или плохой — системы власти. Механизмов формирования авторитарного (или диктаторского) режима не так уж и много. Всего три.

    Самый простой — силовая узурпация власти. В монархиях, особенно в монархиях древности, этот способ вообще был одним из самых распространенных. К примеру, Макбет (не шекспировский герой, а реальный исторический персонаж) был то ли шестнадцатым, то ли девятнадцатым королем Шотландии, силой захватившим трон. И сам, соответственно, стал очередным насильственно свергнутым монархом. Впрочем, сам институт монархии, по определению, автократичен изначально, и разница между законным королем и узурпатором — разве что в том, что узурпатору, особенно на этапе собственно захвата власти, приходилось проливать очень много крови.

    Республиканские правительства, опасности быть насильственно свергнутыми подвержены в меньшей мере. Разве что — в переходном периоде становления республики. Наполеон без труда разогнал оба Совета Французской Республики. Его зять Мюрат всего лишь скомандовал гренадерам: "Вышвырните-ка эту публику вон!" — и депутаты в ужасе выпрыгивали из окон. В аналогичной ситуации матрос Железняк просто сообщил Учредительному Собранию: "Караул устал!".

    В истории XX века остались армейские путчи в Испании, Чили и Индонезии, не говоря уже о бесчисленных переворотах и мятежах в странах так называемого "третьего мира".

    Второй механизм авторитарного обустройства — легальное делегирование главе государства особых полномочий законными органами власти. Классический пример — чрезвычайная инвеститура генерала Шарля де Голля, возглавившего в мае 1958 г. правительство Французской Республики с чрезвычайными полномочиями сроком на полгода и, в частности, получившего право разработать новую конституцию страны. Утвержденная на референдуме Конституция Пятой Республики создала более жесткую (и более авторитарную) систему власти. Де Голль, избранный президентом, смог относительно спокойно решить стоявшие перед страной внешние и внутренние задачи, в том числе крайне болезненную проблему ухода из "Французской Африки", особенно из Алжира.

    Аналогичные прецеденты имели место и в Украине. В декабре 1992 года Законом "О временной приостановке полномочий Верховной Рады и Президента Украины" правительству премьера Леонида Кучмы на полгода были предоставлены чрезвычайные полномочия с правом издавать декреты, имеющие статус законодательных актов. Самый известный из этих актов — пресловутый декрет о деятельности трастов. В июле 1995 года Л. Кучма (уже Президент), вопреки действовавшей Конституции, навязал Верховной Раде т.н. "Конституционный Договор", на год вводивший в действие Закон "О государственной власти", существенно расширивший президентские прерогативы…

    Наконец, третий вариант — "тираном" становится руководитель государства, занявший пост на основе действующего демократического законодательства. Например, Адольф Гитлер, назначенный в 1933 году канцлером Германии и возглавивший коалиционное правительство (только четверо министров были членами НСДАП), в течение нескольких месяцев подчинил Германию и похоронил Веймарскую республику. Для оправдания радикальных мер и принятия утвердившего власть нацистов закона "О ликвидации бедственного положения нации и государства" пришлось, правда, поджечь Рейхстаг. Позже в разгромленной Франции престарелый маршал Филип Петэн, законно утвержденный главой правительства, вскоре провозгласил себя главой государства и присвоил всю полноту власти. Схожий механизм использует нынешний президент Белоруссии Александр Лукашенко. Российский президент Владимир Путин действует далеко не столь радикально, тем не менее, объем полномочий президента Российской Федерации с 2000 года вырос в несколько раз.

    В реализации любой модели авторитаризма могут сыграть определенную роль "доброжелательные соседи", зачастую оказывавшие узурпаторам посильную материальную (и моральную) поддержку. Пресловутые "деньги кайзера", несомненно, оказали большое влияние на события в России в 1917 году. Без мощной поддержки вряд ли бы стало возможным становление советского режима в Монголии, диктатур генерала Пиночета в Чили и каудильо Франко в Испании и пр. Особенно большую роль играло противостояние "атлантической" и "советской" систем после Второй мировой войны, когда соперничавшие блоки поддерживали правителей во всех частях света (часто вполне деидеологизированных тиранов) только потому, что "этот сукин сын — наш сукин сын". В этом же ряду, видимо, можно поставить ситуацию президентских выборов 2004 года, когда кандидату Виктору Януковичу оказывалась прямая и недвусмысленная поддержка высшего российского руководства. Достаточно вспомнить, что президент России Владимир Путин несколько раз фактически выступил в роли солиста VIP-подтанцовки премьера-претендента. В свою очередь, кандидат Виктор Ющенко имел поддержку со стороны США, однако она оказывалась гораздо аккуратней.

    К сожалению, современная Украина, несмотря на гремящие полтора десятилетия разговоры о нашей выдающейся геополитической роли в новом мировом порядке, является не столько участником, сколько объектом "Большой политики" своих близких и дальних "стратегических союзников". То обстоятельство, что напряжение, в частности, в отношениях с Россией, регулярно "подогревается" искусственно (обеими сторонами), никак не свидетельствует о возможностях быстрого урегулирования проблемы. Отметим, что, при желании, острие напряженности легко может быть обращено и в сторону Запада. Уже готовы обличители "пятых колонн". С одной стороны, "помаранчевые" клеймят "бело-голубых реваншистов", которые "тянут Украину назад в империю". С другой стороны, "регионалы", коммунисты и прочие "нетаки" винят во всех грехах "бандеровцев" и "петлюровцев", которые, все, как один, естественно, "находятся на содержании у своих заокеанских хозяев" и по их непосредственному указанию разваливают экономику Украины. И т.д., и т.п. Не имеет ни малейшего значения степень обоснованности взаимных обвинений, важен сам тот факт, что для наиболее массовых политических сил образ "врага внешнего" и, соответственно, "врага внутреннего" уже готов. Таким образом, фактор "коварного зарубежья" действует уже сейчас, причем он действует вне зависимости от того, собираются ли на самом деле Россия и США активно вмешиваться в украинскую политику. Впрочем, такое вмешательство действительно происходит во все больших масштабах, и есть все основания опасаться того, что потенциальный "автократор" может рассчитывать на весьма солидную поддержку. С той или другой стороны — в зависимости от того, приверженность какой геополитической ориентации будет им декларироваться.

    Совершенно очевидно, что насильственный захват власти любым кандидатом в отечественные "наполеоны" Украине в обозримом будущем не грозит. Украинская армия — явно не тот безотказный механизм, который может сломать установившуюся государственную систему, сколь хрупкой и слабой она ни являлась. Вариант N3 — узурпация власти законно избранным руководителем — нереален по той же причине. Для его реализации необходим не только признанный харизматический лидер, но и поддержка (по крайней мере, благожелательный нейтралитет) действенной вооруженной силы. Прежде всего — той же армии (в случае маршала Петэна — это была немецкая оккупационная армия). А коль скоро претендент на роль авторитарного вождя не имеет возможности опереться на реальную силу, то масса утвердившихся в Украине политических и бизнесовых группировок просто не допустит его самочинного возвышения.

    Что касается варианта N2 — легального делегирования полномочий, — то, как отмечалось, эта модель у нас уже использовалась дважды. И никаких сколько-нибудь заметных положительных результатов не дала. Более того, авторитарное правление в исполнении Леонида Кучмы, серьезно себя скомпрометировало. Тем не менее, именно добровольная (хоть, скорей всего, и вынужденная) передача властных полномочий некоему "спасителю" является единственным реальным механизмом реализации авторитарной модели в сегодняшней Украине. А уж кандидатов в Отцы и Матери Отечества набралось столько, что впору предложить им как-нибудь сорганизоваться. Номерки на руках написать, что ли.

    Николай Самсонов, Грани плюс

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.