• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Признание русского вторым языком - нарушение законодательства

    Опубликовано: 2006-03-01 16:41:00

    Выборы в Украине, увы, трудно представить без спекуляций на языковом вопросе. Доходит до курьезов. Не стала исключением и очередная парламентская предвыборная кампания.

    Напомню, что Украина была одной из первых советских республик, придавшей языку титульной нации статус государственного. Таким образом начало "бархатной" языковой революции в СССР, которая, без преувеличения, переросла в триумфальное шествие законов о языках, было положено на украинской земле.

    28 октября 1989 года в Украине был принят Закон о языках, и что особенно важно - норма о статусе украинского языка как государственного. Принятие этого законодательного акта во времена советской империи, несомненно, значительно и явно утратившей былую мощь, но империи, стало не только исполнением вековой, далеко не романтической мечты многих поколений украинцев, но и фактически первым шагом к обретению независимости. Статья 2 Закона "Государственный язык Украинской ССР" гласит: "В соответствии с Конституцией Украинской ССР государственным языком Украинской Советской Социалистической Республики является украинский язык. Украинская ССР обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни». Украинская ССР, как известно, почила в Бозе, однако же Закон о языках до сих пор действующий, несмотря на то, что в парламенте многие годы мертвым грузом лежат около десятка языковых законопроектов.

    С другой стороны, несмотря на то, что Закон о языках никто не отменял, никто, прежде всего на государственном уровне, и не спешит к его исполнению, прежде всего в части обеспечения всестороннего развития и функционирования украинского языка во всех сферах общественной жизни. Достаточно вспомнить высших должностных лиц, упрямо не желающих пользоваться государственным языком на государственной службе. Трудно не согласиться с очевидным: наиболее косноязыкими являются наши законодатели, причем, как правило, независимо от того, какой язык общения - руссий или украинский они избирают.

    Кстати, Закон 1989 года подписал Леонид Кравчук в качестве председателя Верховного Совета Украинской ССР, прежде, казалось, гордившийся такой участью. Сейчас же Леонид Кравчук является лидером блока «НЕ ТАК!», обещающего своим избирателям новый статус русского языка.

    В то же время Виталий Кличко, снискавший мировую славу как король нокаутов и свободно владеющий не только русским, но и английским, тем не менее никогда не общался на государственном. Но в последнюю субботу февраля во время Всеукраинского тура блока «ПОРА - ПРП» во Львове лидер блока В.Кличко свободно объяснялся с коренными жителями на украинском. Более того - заверил присутствующих, что отныне начнет совершенствование своих знаний государственного.

    Некоторые средства массовой информации с космической скоростью разнесли сообщение о том, что чрезвычайный и полномочный посол Финляндии в Украине Лаура Рэйниля «не разделяет политики языкового давления со стороны центральной власти и считает, что язык, на котором разговаривает большинство жителей региона ( русский. - Т.М.), должен приравниваться к государственному», повергнув в шок людей, мало-мальски знакомых с дипломатией. Не удивительно, что несколько дней спустя Лаура Рейниля сделала заявление относительно языкового вопроса, в котором говорится, что она никогда не выступала за двуязычие в Украине. Об этом сообщила пресс-служба Луганской облгосадминистрации.

    Как всегда, за чертой объяснимого, предвыборная агитация блока Наталии Витренко. Девочка за партой из рекламного блока, жалобно просящая разрешения выйти (естественно, на русском), получает жестокий отпор со стороны учительницы, которая препротивнейшим голосом отвечает ученице (естественно, на украинском): «Говори державною мовою!». Такое, извините, уродство ничего, кроме чувства стыда, вызвать не может.

    Подлил масла в огонь и глава государства, который, обращаясь к соотечественникам в Международный день родного языка 21 февраля, ничтоже сумняше назвал «нашим родным языком» украинский, почему-то проигнорировав тот факт, что на территории Украины проживает 130 этносов и каждый имеет свой родной язык.

    Вполне закономерно, что на фоне всего этого не на шутку разыгрались языковые страсти в Крыму, где Крымская региональная организация Партии регионов собрала подписи за проведение Всекрымского референдума о статусе русского языка. В Харькове городской голова озвучил идею придания русскому языку статуса регионального.

    Председатель парламента Владимир Литвин, являющийся лидером блока «МЫ», утверждавший задолго до разгара предвыборных страстей, что человек обязан знать несколько языков и государство обязано их защищать, убежден, что во время выборов языковой вопрос в Украине политизируют, но проблемы формализации придания статуса государственного русскому языку в Украине не существует.

    Статус языка, как известно, это его правовое положение в социальной системе, определяемое и закрепляемое в государстве основным законом - Конституцией, законом о языках, а также положение языка, определяемое сферой и объемом его функционирования.

    Напомню: согласно статье 10 Основного Закона государственным языком в Украине является украинский язык.

    Официальное толкование положению части первой статьи 10 дано согласно решению Конституционного Суда Украины от 14.12.99 г. N 10-рп/99: "Под государственным (официальным) языком понимается язык, которому государство придает правовой статус обязательного средства общения в публичных сферах общественной жизни ".

    Таким образом, предложения придать русскому языку статус второго государственного/официального неизбежно влекут посягательство на Основной Закон государства. Положение об украинском языке как государственном содержится в разделе I "Общие положения" Конституции Украины, который закрепляет основы конституционного строя в Украине. Понятие государственного языка является составной частью более широкого по содержанию и объему конституционного понятия "конституционный строй". Другой его составной частью является, в частности, понятие государственных символов. Право определять и менять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу (часть третья статьи 5 Конституции Украины).

    Татьяна Мельник, Главред

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.