• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Виктор Пинзенык не верит рейтингам и уверен в создание "помаранчевой" коалиции

    Опубликовано: 2006-03-02 14:08:00

    Виктор Пинзенык, руководитель Министерства финансов.

    Почему, по вашему мнению, руководитель правительства решил не называть пока прогнозы развития экономики на этот год?

    Я не был на заседании. Вы же сами меня называете министром в отпуске.

    Но вы как специалист можете спрогнозировать...

    Это не было предметом сегодняшнего обсуждения. Правительство было посвящено оценке текущей ситуации и итогам прошлого года.

    Показатели экономики в этом году будут такие как и в прошлом, лучшие или худшие?

    Все будет зависеть от политических решений, которые будут приниматься уже после выборов. Так как ситуация определяется, это не является стихийное бедствие или смена зимы-весны и так далее. Какое решение принимается, такая и ситуация в Украине. У нас привыкли, что политические решения принимаются в прямом понимании. Я имею в виду вопросы экономической политики. Поскольку нет вопроса, и любые процессы можно ускорить, изменить или замедлить.

    То есть вы не можете сейчас сказать: ускорится инфляция или будет такая, как и была.

    Пока то, что происходит в стране, помогает считать, что мы вкладываемся в параметры в расчетах бюджета. В январе была инфляция меньшая, чем в январе прошлого года на полпроцента.

    Если не вложимся, и при каких факторах можем не вложиться?

    Экономических причин я не вижу, почему бы мы могли не вложиться. Но есть некоторые неопределенности, о которых я неоднократно говорил. И они касаются газового рынка.

    Что именно, какие отрицательные факторы повлияли на ухудшение экономики в прошлом году?

    Можно спросить, что вы вкладываете в ухудшение?

    Некоторые политические силы говорят о падение ВВП, повышении цен, об инфляции...

    Во-первых, я надеюсь, что никто не упал, потому что ВВП не упало. А валовой продукт прошлого года возрос на 2,6%. Но самое главное для людей - не просто динамика роста. Давайте я цифры не очень много буду употреблять. 2004 год – ВВП вырос на 12%, а доходы бюджета на 23%. 2005 год - ВВП вырос на 2,6%, а доходы бюджета на 63%. То есть доходы росли неистовыми темпами, так как удалось перекрыть много каналов разворовывания денег. И деньги отправили людям через социальные выплаты, которые кое-кто называет проеданием доходов бюджета.

    Относительно инфляции?

    Инфляция была меньшей, чем в 2004 году. Она была 10,3%, а в 2003-м – 12% с чем-то. А в промышленности было 24% в 2004 году, и 9,5% в 2005-м.

    Некоторые эксперты говорят, что в 2006 году возможен финансовый кризис через увеличение социальных выплат.

    Точно. В первом часу, 12 минут, 13 с половиной секунд. Когда слушаешь некоторых горе-специалистов, то не хочется жить. Поскольку их пророчества почему-то ограничиваются датой 26 марта. Хотел бы информировать, что на валютном рынке - спокойствие, бюджет выполняется. И тот, кто кричит, что есть некоторые проблемы – хочу еще одну цифру назвать: у нас есть право на займы у Министерства финансов. Мы до этого времени не одолжили ни копейки. Поскольку экономим на этом на обслуживании долга, экономим деньги. У нас достаточно ресурса и по поступлениям, чтобы выполнить задачи бюджета. Бюджет перевыполнен за два месяца на 500 миллионов гривен.

    Говорят о том, что деньги от «Криворожстали» некачественно, неправильно израсходовали.

    Кого вы слушаете? Говорите, говорят. Эти средства от приватизации использованы соответственно закону «О государственном бюджете на 2005 год» – это единственный закон, который определяет распределение государственных денег. Несколько лет подряд страна имеет бюджет, расходы которого превышают доходы. Например, доходы – 90, расходы - 100. Возникает вопрос: за счет чего те 10 миллиардов должны будут покрыты? Это может быть печатный станок. Слава Богу, Украина от этого варварского способа отказалась. Это может быть долг – занять деньги. Слава Богу, Украина от этого тоже отходит, и мы долг уменьшаем уже второй год подряд. Или это может быть приватизация. И вот согласно закону «О госбюджете» часть средств израсходована. Вторая часть находится на счету правительства. Они расписаны тоже законом о бюджете на 2006 год.

    Как может повлиять на экономику то, насколько повышаются энергоносители?

    Есть один сложный вопрос, на который мы хотим услышать ответ сами: какой будет цена? Сейчас в соглашениях цена не зафиксирована, не определена. Иначе говоря, есть большой риск, что она может быть пересмотрена в любой момент времени. Там не содержатся равные условия относительно транзита газа через Украину. С другой стороны, цены на газ могут меняться на обоснованное требование одной стороны. Причем другая не имеет права отказаться, если есть такое требование. Эта позиция диаметрально противоположная позиции по транзиту. Потому что там ставка зафиксирована, и для «РосУкрЭнерго» она не может меняться 2 года. А до 2030-го года она может меняться лишь два раза. И возникает риск в связи с тем, что цена может меняться в любой момент времени. И вот мы сейчас не знаем, чей газ поступает в Украину – туркменского якобы нет, а российский газ имеет цену 230 долларов.

    По-вашему, кто стоит за «РосУкрЭнерго», и кто быстрее огласит это людям – премьер, которому президент поручил, или Игорь Бакай?

    Я не знаю, кто стоит за «РосУкрэнерго», но мне кажется, что не в этом суть вопроса. Кто бы не стоял за «РосУкрЭнерго», Украина должна перевести отношения не с компанией, которой ничем отвечать. Кстати, компания возникла не в прошлом году. Ее основали наши предшественники. Украина должна перейти в систему прямых отношений с РАО «Газпром». Вот почему-то условия транзита предоставляет украинская сторона, которая имеет газотранспортную систему. Вот чтобы наша страна имела такие же гарантии от компании «Камагаз». Такой компанией является не «РосУкрЭнерго», а «Газпром».

    Почему именно сейчас появился господин Бакай, который хочет информацию огласить? Кому это на руку? Чей заказ?

    Мне очень не хотелось бы, чтобы тема, которая очень важна для Украины. Этот чрезвычайно серьезный вызов, который должен был бы консолидировать все политические силы вокруг проблемы, которая политизировалась. Но вероятно лучше задать вопрос самому Бакаю.

    По каким сферам ударит повышение цен на газ, кроме химической и металлургии?

    Это системная цена, которая влияет на все сегменты национальной экономики. Безусловно, нас ожидает повышение цен, которые происходят во всем мире. Но Украина имеет шансы амортизировать такое повышение, поскольку у нее есть прекрасный инструмент защиты. Это уникальный вещь, которая называется газотранспортная система Украины. Это вещь, без которой российский экспорт в Европу невозможен. Это не труба. Потому что труба - это прямая кошка, это стандартный объем прокачки. Украинская ГТС способная накапливать газ летом и использовать зимой. Это невозможно сделать нигде, кроме территории Украины.

    Можно увеличить добычу украинского газа и нефти.

    Можно, но это не один год. Это требует инвестиций и простых прозрачных процедур доступа инвесторов к этому рынку. Любое право на разработку месторождений должен продаваться так, как продавалась «Криворожсталь» - через открытый аукцион.

    В бюджете в этом году хватит денег на спасание таких проблемных областей, как, например, жилищно-коммунальное хозяйство?

    Где возникают налоги бюджета, связанные с ценой газа? – Это жилищно-коммунальные платежи, решение по их изменению не принято. И ресурсами бюджет обеспечен в достаточной мере, чтобы проплатить жилищно-коммунальные услуги в бюджетной сфере.

    То, что вы пошли в отпуск, кое-кто связывает с несогласием с газовым соглашением, о том, что Россия может повысить цену задним числом в любой момент.

    Я четко высказал свою позицию и не только на заседании правительства, но и и в ВР. Я считаю чрезвычайно опасными и рискованными соглашения для страны. Украина должен выйти на нулевой вариант. Я понимаю интересы России и уважаю их, но хочу видеть защищенными интересы наших граждан. Поэтому мы обречены к этим вещам возвратиться еще раз.

    То вы возвратитесь после 26 марта?

    Но сейчас я нахожусь в отпуске. Мы вытянули в прошлом году крайне непростой бюджет. Я никогда не занимался решением таких сложных задач. Надеюсь, больше никому не придется решать такие задачи - закрыть дыру в 32 миллиарда гривен. Мы эту дыру закрыли. Мы закрыли теневые схемы. Выполнили социальные обязательства, и не только не влезли в долг, но и уменьшили его. Поэтому я надеюсь, таких задач больше в Украине не будет. Мы выполнили этот бюджет, бюджет двух месяцев выполняется. Сейчас судьба страны, в большой мере, зависит от того, какие политические силы пойдут на выборы. Поэтому я сейчас командую блоком «Пора-ПРП», который принимает участие в избирательной компании.

    Вернетесь ли вы после 26 марта в свое кресло?

    Заявление об отпуске - до выборов.

    До 26 марта. А 27 марта?

    Ну, я подтверждаю – заявление до 26 марта.

    То, что сегодня премьер говорит, что будут итоги работы облгосадминистрации проверяться в апреле. Тогда появятся кадровые изменения. Не связано ли это с тем, что будут выяснять отношения, как состоялись выборы в этих регионах?

    Не ищите, наверное, того, чего там нет. То, что кадровые изменения должны быть, это очевидно. И это нормально. Нормально, когда допускают ошибки в кадровых вещах. Беда не в том. Беда - когда ошибки не исправляют. Почему в апреле поставит вопрос премьер, потому что закончится первый квартал, и можно будет оценить результаты работы по итогам первого квартала.

    Ваш блок предлагает создать первый государственный центр защиты дел соотечественников, которые находятся за пределами государства. Почему раньше вы не опекались трудовыми эмигрантами, которые находятся за границей?

    Я думаю, что мы можем еще не одну проблему назвать, которой мы опекаемся. Некоторые не озвучиваем. Если есть проблема, ею когда-то надо заниматься. Важно то, что проблема существует, и есть силы, которые среагировали на нее.

    На это нужны деньги из государственного бюджета?

    Есть вещи, которые реализованные без расходования средств бюджета. Политическая партия не имеет права расходовать средства бюджета, какой бы она не была. В бюджете расписаны средства, и мы не имеем права расходовать средства вне рамок государственного бюджета.

    Говорят о том, что люди сейчас ориентируются не за программами, а за фамилиями списков. В вашем списке «ПРП-Пора» более известные люди в первых числах. Другие - менее известны. Почему так раскручиваются лишь эти люди, и являются ли они достаточной афишей для того, чтобы обратить внимание людей?

    Я не орден, чтобы вешать на грудь, и по этому ордену кто-то бы ориентировался. Да, возможно, у нас есть новые фамилии. Это малоизвестные люди. Кличко знают все, но есть малоизвестные люди. Но это люди, которые отстаивают те же ценности, которые отстаиваем мы. Для нас важны идеалы, которые хотели реализовать люди на протяжении года, и мы идеалы будем отстаивать. Власть должна быть построена таким образом, чтобы она работала на людей, а не люди были заложниками у власти.

    В рейтингах ваш блок не дотягивает до 3%.

    Это какие рейтинги вы имеете в виду? Давайте оценивать те рейтинги, где одна партия имеет от 38% до 8%. А я вчера смотрел рейтинги - и у кого-то плохо с арифметикой. Поскольку по одному городу 3%, а количество депутатов «Пора-ПРП» – 9. Если поделить общее 9 на общее количество депутатов, то там играет почему-то другая цифра – около 8%. Мы спокойны сейчас за прохождение. И наша задача совсем другая. Мы должны максимальное количество депутатов провести в парламент. А во-вторых, чтобы близкие к нам политические силы образовали общую коалицию. Поскольку парламент требует вещи, без которой невозможно работать - 226 голосов.

    Она будет создана до выборов?

    Я убежден, что шансы для этого есть. Нет объективных причин, чтобы нельзя было договориться. В политике, когда надо, садятся за круглый стол, чтобы договариваться до компромисса. Безусловно, есть предел компромисса. Второе, что мы требуем, чтобы объединение должно преследовать определенную цель, что власть не является целью, а является средством достижения цели. Потому что только такое объединение дает возможность сформировать такую команду, в которой каждый играет свою скрипку. Поскольку можно набрать хороших исполнителей, но в футболе 11 лучших исполнителей не дадут возможности увидеть то, что хотят видеть люди. Будет замечательная индивидуальная игра, но не будет футбола.

    Это будет пропрезидентское большинство или оппозиционное?

    Я вообще не понимаю вопроса. Если большинство объединяется вокруг идеалов, понятных стране, понятных самим себе. То при чем здесь название? Это большинство должно взять на себя ответственность о формирование правительства, и вместе внедрять в жизнь программу.

    Иначе поставлю вопрос: кто сформирует это большинство, пропрезидентские или оппозиционные силы?

    Убежден, что у нас есть шансы идеалом оранжевой команды построить большинство.

    А если вдруг будет построено не пропрезидентское большинство, то президент может распустить парламент?

    Есть определенные условия, за которыми страна не может быть заложником ситуации. Если парламент не может сформировать правительство, то страна не может быть заложником отсутствия правительства, и эта норма есть во многих странах. Но я верю, что эпоха стихийных бедствий в стране закончится. Я имею в виду выборы. Потому что, к сожалению, в стране выборы превращаются в стихийное бедствие, в отличие от других стран. Это доказывает, что страна требует радикальных системных изменений. И я верю в то, что у политиков хватит здравого рассудка не превращать страну в страну ежегодных стихийных бедствий.

    Насколько это стихийное бедствие после 26 марта затянется? Имею в виду суды относительно фальсификаций.

    Я
    убежден в том, что то, что было, больше не повторится. Так как люди боролись за свое право избирать. Это право граждан, которого уже никто не отберет. Люди его уже не отдадут.

    Как быстро сформируют следующее правительство?

    Не знаю, я не хочу загадывать. Давайте дождемся 26 марта.

    Претендуете ли на кресло в будущем правительстве?

    Я никогда ни на что не претендовал. Этим, возможно, я удобен или не удобен. Меня никогда не интересовало кресло. Поэтому мне никто не может диктовать ультиматумов или ставить условий. Я знаю, как себя вести в таких условиях. Меня интересует не кресло, а работа, результат. В нормальной игре я готов работать.

    Читала, что ваши дети, в частности сын, очень разбирается в экономике, хотя еще школьник?

    Он многое знает. Мой сын в конце месяца ждет звонка. Вчера он проснулся раньше, чем я, когда по телефону мне пришло сообщение о выполнении бюджета за 2 месяца. Он знает, что такое минусовые доходы - это когда возмещение НДС больше, чем доходы в бюджет.

    НТН

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.