Автономный Крым, похоже, вновь становится «болевой точкой Украины №1», в жизни крымчан переплелись политические, экономические, национальные и даже межгосударственные отношения. Плюс к этому - неутешительные итоги курортного сезона. И в первую очередь, все происходит потому, что никто к решению этих проблем не подходил комплексно.
- Геннадий Геннадиевич, каковы, по-вашему, итоги крымского курортного сезона? Все действительно очень плохо?
- Итоги неутешительные. Во-первых, менталитет представителей местной власти таков, что Ющенко, Путин и Лукашенко обязаны чуть ли не силой гнать своих граждан на отдых в Крым. Если в первые годы независимости украинцы не могли себе особо позволить поездить по миру, то сегодня география туризма очень расширилась. Да что говорить - большая часть крымчан предпочитает отдыхать в Турции, и каждый день самолеты летают из Симферополя в Анталию. Другими словами, идет жесткая конкуренция, поэтому нужны новые подходы, профессиональный менеджмент, реклама. Во-вторых, необходимо обеспечить качественно иной уровень сервиса. В Крыму отдыхать очень дорого. Да, хороший климат, теплое море, но цены кусаются. Если тут приличный номер стоит 300-400 долларов в день, то примерно за эти же деньги можно отдыхать в Турции чуть ли не неделю. И в отличном отеле, с перелетом туда и обратно. А в Крыму работают по старинке, думают, что всех должны загнать сюда. Поэтому и убытки.
На мой взгляд, этот курортный сезон прошел очень плохо. К тому же антинатовские митинги в Феодосии сыграли свою негативную роль. Кстати, парадокс: прогрессивные социалисты митингуют против НАТО, а представитель этой партии возглавляет Министерство курортов и туризма. Быть у власти и быть в оппозиции к власти - это абсурд. Полная ерунда. Тогда не надо идти во власть. На мой взгляд, необходимы новые подходы. Если отели, рестораны убыточны, то откуда же взять Крыму прибыль?
- Как Вы считаете, курортный сезон был сорван по экономическим или политическим причинам?
- И те, и те сыграли свою роль. Крым не выдерживает жесткой конкуренции. Та же Турция не осваивает побережье Черного моря, а вкладывает средства в Средиземноморское побережье. Конкуренция усиливается, а мы все наши промахи списываем на российские СМИ, которые нагнетают обстановку. Так не надо давать повода, и никто ничего не будет нагнетать. Дали повод - значит, придется терпеть. Для чего нужно было устраивать этот цирк в Феодосии, а потом кричать, что кто-то сорвал сезон? Если пустую Феодосию будут показывать, то разве это будет реклама городу?
- Повлияли ли на общую ситуацию в Крыму столкновения с крымскими татарами?
- Еще десять лет назад было известно, что рынок необходимо перенести, поскольку это не святыня крымских татар или мусульман - это культурное наследие Украины. Когда-то данное место было как Мекка. Кладбищенский комплекс входил в архитектурно-исторический заповедник Бахчисарая. Я считаю, что если бы его привели в порядок, отреставрировали, то часть туристов поехала бы не в Мекку, а в Бахчисарай. Ведь раньше все европейцы-мусульмане ездили поклоняться захороненным там святым. Почему хасиды со всего мира приезжают в Умань, а мы боимся, что мусульмане начнут ездить? Да пусть едут. Это, помимо всего прочего, доходы в бюджет. Город бы выиграл в тысячу раз больше, чем от деятельности того же рынка. Только когда пролилась кровь, тогда вмешался премьер. Президент дал соответствующие поручения. А надо было не слушать нескольких торговцев, которые не хотят переноса рынка. Рассмотреть проблему с точки зрения перспектив развития Крыма. Если такой перспективы люди не видят, так о чем тогда говорить... Поставили две будки и считают, что они будут всю жизнь приносить прибыль.
- Но кто виноват в том, что проблему довели до горячей фазы?
- Крымские власти виноваты. Два месяца назад лично Президент дал поручение разобраться с этим рынком. Приехал премьер - сказал разобраться. Он, кстати, поступил очень правильно. Но те, кто входят в блок премьера, сделали наоборот. Люди не понимают, что выборы уже закончились, они не в оппозиции, а во власти и надо действовать разумно.
- Но в Бахчисарае крымские татары очень мощно представлены во власти, возглавляют администрацию. Почему же они не настояли на переносе рынка?
- Дело в том, что администрация не имеет влияния. Земля, в соответствии с законом о местном самоуправлении, принадлежит городскому совету. А городской совет уперся, поскольку там заправляет владелец рынка. Не мэр, не депутаты, а некий Медведев. Вот он и диктовал свои условия.
- Сегодня опять обостряется проблема крымскотатарского Меджлиса. Говорят, что это неконституционный орган. Кто должен решить данную проблему?
- Парламент Украины. Должен быть принят закон о статусе крымскотатарского народа, который лежит в Верховной Раде около десяти лет, и закон о возобновлении прав депортированных по национальному признаку. Под действие подпадают не только крымские татары, но и немцы, греки, болгары, армяне, другие национальности.
- А Вы не боитесь, что в Крыму будет многовластие: Верховный Совет АРК, Совет министров и Меджлис?
- Меджлис не может быть высшим руководящим органом. Он не должен влиять на политическую и экономическую ситуацию. После принятия соответствующего закона Меджлис должен превратиться в орган, который будет развивать язык, культуру, организовывать фестивали, возрождать национальную кухню и тому подобное. Но пока нет подобного закона, то он берет на себя иные полномочия.
- Россияне считают, что в крымскотатарском движении доминирует турецкий фактор. Так ли это?
- Турция свернула все свои программы, которые она реализовывала в Крыму. Была, например, программа «Тысяча квартир» - и уже ее нет. В свое время у турецкого президента Демиреля была жена, которая, насколько мне известно, происходила из крымских татар. Вот она как-то подстегивала мужа. Сегодня у власти в Турции совершенно другие люди и у страны много своих проблем: Евросоюз, курды и так далее. Если бы турки нам помогали, мы были бы очень благодарны. Я как представитель Президента не занимаю ничью сторону - ни россиян, ни немцев, ни болгар, ни крымских татар. Я на стороне закона. Поэтому если черное - говорю «черное», белое - говорю «белое». Многим это не нравится, но, тем не менее, не могу заигрывать с той или другой стороной.
- Как у Вас складываются отношения с Верховным Советом Крыма? Не конфликтуете?
- Очень многие депутаты меня знают, поскольку я работал заместителем министра, начальником главного управления МВД в Крыму. Ну они и подумали: зачем им нужен такой представитель Президента? Под шумок с НАТО хотели меня, как говорят, «списать». Тем не менее сегодня заявление, которое они принимали по НАТО, надо отменять.
В Крыму есть представительная, исполнительная и судебная власти. Есть еще представитель Президента, который следит, чтобы все ветви власти работали в соответствии с Конституцией и законами Украины, постановлениями Кабинета министров, распоряжениями и указами Президента. Конечно, это не нравится. Каждый хотел бы работать так, как ему заблагорассудится. Но такого не будет.
- В чем заключается сегодня влияние России на крымскую ситуацию?
- Среди украинских национал-патриотов есть такие, которых от одного слова Россия «колбасит». Такие «острые» национал-патриоты есть и в РФ. А почему мы должны на них смотреть? Давайте будем смотреть на правительство, смотреть на президентов - нашего и России, на Фрадкова и Януковича. И я не слышал на этом уровне каких-то притязаний на Крым и тому подобного. Если мы будем в Украине ориентироваться на Шуфрича и Жириновского, то... Знаете, дураки рождаются на десять тысяч населения равномерно по всему миру, и на них ориентироваться нельзя.
А Вы надели футболку с надписью «Слава тобі, Господи, що я не москаль»?
- Мне подарили закарпатцы в пику львовским национал-патриотам футболку с надписью «Яке це щастя, що я Москаль». Ее я ношу в Крыму.
Фабрика аналитики «Версии.com»
e-news.com.ua