Украина не откажется от плана Виктора Ющенко по приднестровскому урегулированию, однако снизит уровень экономического давления на непризнанную республику, поскольку от блокады Тирасполя больше всего страдают украинские предприятия. Об этом расссказал директор Центра проблем гражданского общества Виталий Кулик.
- Не является ли решение украинского правительства закрыть железнодорожное сообщение в обход ПМР попыткой сыграть на руку Москве?
- Я думаю, что не следует искать в этом руку Москвы. Молдова не до конца выполняет свои обязательства перед Украиной в рамках приднестровского урегулирования. До сих пор не налажен эффективный механизм возврата средств, собранных с приднестровских экономических агентов, назад в ПМР. Фактически за счет Украины Молдова пытается удушить экономику Приднестровья. Как экономический партнер Молдова не является состоятельной, поэтому нет эффективного механизма покрытия Украине убытков, которые она несет во время блокады Приднестровья.
Блокада обходится в значительную сумму для украинских предприятий – около 200 миллионов, если не больше, в год. Поэтому естественно, что идет лоббистское давление на правительство, которое принимает жесткое решение.
Но, кроме того, в отношениях с Молдовой накопилось столько негатива, что количество уже переросло в качество. Украина сейчас, при Януковиче, пытается максимально экономизировать свою внешнюю политику и не нести убытки там, где этого делать не следует.
Решение о закрытии этого участка принималось еще правительством Еханурова. Это не акция Януковича. Украинская железная дорога всегда настаивала на разблокировании приднестровского участка. Но молдавская сторона этому препятствовала. Поэтому закрытие переезда через Могилев-Подольск просто ускорит открытие приднестровской железной дороги.
- Если блокада ПМР так невыгодна Украине, не стоит ли от нее отказаться?
- Я не думаю, что процесс приднестровского урегулирования будет как-то радикально изменен. Мы будем продолжать настаивать на реализации плана Ющенко, демократизации и демилитаризации региона, проведения свободных демократических выборов в Верховный совет, поэтапном признании легитимности власти Приднестровья и возобновлении переговоров между Тирасполем и Кишиневом. Украина не признает итогов референдума 17 сентября.
То есть, радикального изменения в политике не будет, но она будет откорректирована в плане уменьшения экономических рисков.
- Однако, отказываясь частично от блокады ПМР, Украина укрепляет позиции Тирасполя на переговорах с Кишиневом.
- Это естественно. Украина уже сделала максимум для того, чтобы усилить пророссийские настроения в Приднестровье. Однако ПМР для нас приграничная зона, и Киев заинтересован в присутствии там проукраинских сил.
Новый Регион
e-news.com.ua