Новое правительство окончательно решило возобновить существование СЭЗ и ТПР в будущем году. Однако чиновники подчеркивают, что на сей раз оно будет определяться на основе принципов экономической целесообразности. Эксперты с ними согласны.
На очередном заседании Кабинета министров Украины при обсуждении проекта Госбюджета-2007 было принято решение возобновить функционирование свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Однако сколько СЭЗ будет существовать не территории Украины в будущем году, какие именно и каким будет для них режим льготного налогообложения пока до конца не ясно. На своем последнем заседании правительство выразило намерение вернуть льготы всем тем СЭЗ, которые их уже имели до 2005 года. При этом высказываемые по этому поводу соображения чиновников и экспертов позволяют предположить, что количество СЭЗ, а также порядок их функционирования могут существенно измениться.
Как известно, с 1999 по 2005 год на территории Украины было создано 11 СЭЗ и в девяти регионах введен специальный режим инвестиционной деятельности (ТПР). Основной целью их создания, как и везде в мире, было стимулирование внешнеэкономической деятельности с привлечением иностранных инвестиций посредством введения беспошлинного режима. По словам директора Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александра Рябченко, при создании СЭЗ и ТПР государство руководствовалось следующими соображениями: сокращение налоговых платежей в госбюджет, которыми сопровождается существование СЭЗ, более выгодно, чем постоянная финансовая госпомощь депрессивным регионам.
При этом, как отмечает эксперт, существование СЭЗ довольно часто сопровождается определенными злоупотреблениями тем льготным режимом налогообложения, который в них предоставлен. Так, сквозь них могут проходить товаропотоки, не имеющие отношения к развитию производства в этой зоне, то есть они могут использоваться как территории облегченного входа импорта. В результате оказывается, что деятельность многих зон влечет за собой гораздо большие потери госбюджета, чем достигнутые ими результаты и исходные объемы финансирования. Примерно такая ситуация, как констатирует г-н Рябченко, сложилась в Украине к моменту приостановки деятельности СЭЗ весной 2005 года.
Так, из 11 созданных зон эффективно работали только две-три, не более. То есть, по большому счету, в структуре экономической деятельности большинства из них новые производства, инвестиции, инновационные проекты (как раз то, для чего они создавались) – оказались лишь частным случаем. Более того, во многих украинских СЭЗ иностранный инвестор так и не появился (например, «Азов», «Славутич», «Николаев», «Интерпорт Ковель»). Однако, подчеркивает г-н Рябченко, не следует забывать и о том, что среди них есть также и вполне успешные, такие как, «Трускавец» и «Яворов».
Как бы то ни было, но в конце зимы 2005 года возникла дискуссия о целесообразности существования СЭЗ, и к весне того же года правительство Юлии Тимошенко пришло к выводу о необходимости их ликвидации, равно как и большого департамента правительства, занимавшегося вопросами СЭЗ и ТПР. Однако даже в той ситуации многие члены правительства относились к вопросу неоднозначно. В частности тогдашний первый вице-премьер-министр Украины Анатолий Кинах считал, что в отношении ликвидации СЭЗ не следует впадать в крайности как при их создании. Более того, г-н Кинах настаивал на «тщательном экономическом обосновании» ликвидации каждой из зон, дабы те из них, которые прозрачно и эффективно функционируют, остались.
Тем не менее, в марте 2005 года законом о Госбюджете-2005 льготы по уплате налога на прибыль и НДС для субъектов, которые реализуют инвестиционные и инновационные проекты в СЭЗ и ТПР, были упразднены. Иначе говоря, без всякого анализа и обоснования правительство решило приостановить функционирование абсолютно всех СЭЗ без исключения. Столь поспешное решение вопроса, по мнению г-на Рябченко, привело к тому, что интересы тех добросовестных инвесторов, которые реализовывали свои проекты в СЭЗ, серьезно пострадали. А вместе с ними – и имидж страны.
Несомненно, этот факт стал одной из причин возвращения к вопросу о СЭЗ в конце июля нынешнего года правительством Виктора Януковича. Так, вновь назначенный премьер напомнил, что Закон о СЭЗ и ТПР до сих пор не отменен, а в марте 2005 года был лишь приостановлен. И теперь правительство намерено «возобновить реализацию эффективных инвестиционных проектов в ранее ликвидированных специальных экономических зонах (СЭЗ) и территориях приоритетного развития (ТПР)». Речь шла, разумеется, обо всех тех 11 СЭЗ и 9 ТПР, которые были ликвидированы полтора года назад.
При этом первый вице-премьер-министр Украины Николай Азаров, так же, как и его предшественник из правительства Юлии Тимошенко Анатолий Кинах, призвал к использованию экономической аргументации в возобновлении деятельности СЭЗ. В частности, он пообещал, что «в первую очередь, будут возобновлены эффективные СЭЗ. Таковых, по его соображениям, на сегодня три-четыре. И именно они могут рассчитывать на возобновление налоговых льгот в полном объеме. Что же касается остальных зон, то, по мнению многих чиновников, возобновлять их деятельность следовало бы только после тщательного усовершенствования правил игры. Кроме того, г-н Азаров пообещал иностранным инвесторам, работавшим в СЭЗ, компенсацию убытков, нанесенных им правительством г-жи Тимошенко.
Итак, на сегодня сделано уже два шага в направлении возрождения СЭЗ. Первый из них предпринял парламент в конце июля, когда одобрил бюджетную резолюцию на 2007 год, предполагающую возобновление функционирования СЭЗ в 2007 году. Согласно этому документу налоговые льготы для субъектов хозяйственной деятельности будут возобновлены во всех зонах и территориях, в которых они действовали до марта 2005 года. Тогда же экс-министр финансов Виктор Пинзеник заявил, что это повлечет за собой потери госбюджета в размере около 12,5 млрд. грн. Вторым шагом в направлении возобновления деятельности СЭЗ стало внесение соответствующих норм в проект Госбюджета-2007 Кабмином в минувшую среду. Оба они предполагают, что порядок функционирования СЭЗ будет возрожден без всяких изменений. Однако существует целый ряд факторов, свидетельствующих о том, что в процессе доработки и принятий Госбюджета 2007 он все-таки подвергнется ряду изменений.
Главные из них был озвучен польским послом в Украине Яцеком Ключковским. Так, порядок функционирования СЭЗ и ТПР в Украине должен быть пересмотрен в свете перспективы вступления в ВТО и общего евроинтеграционного курса Украины. То есть, отечественные власти должны будут его согласовать с теми условиями, которые действуют относительно СЭЗ в ВТО и Евросоюзе. На втором, внутреннем факторе, настаивает нынешнее руководство Министерства экономики Украины, которое считает, что возобновлять деятельность СЭЗ без усовершенствований в законодательстве, определяющем их функционирование, было бы нецелесообразно. Речь идет, разумеется, о необходимости ограничить злоупотребление зонами и тем самым сократить бюджетные потери от их использования не по назначению.
Елена Герасимова,
Деловое издание E-NEWS