У некоторых людей даже просто вкус арахиса вызывает резкую и иногда смертельную аллергическую реакцию, так называемый анафилактический шок. Ученым удалось раскрыть специфику механизма шока, они даже ухитрились защитить от него мышей.
Анафилактический шок поражает до 15% населения США. Шоку может способствовать широкий спектр аллергенов – укусы пчел, латекс, медицинские препараты и некоторые продукты (например, арахис или морские деликатесы). При анафилактическом шоке у человека возникают трудности с дыханием, опухает шея, лицо и горло, в результате понижения давления он может потерять сознание, и, если ему своевременно не будет оказана медицинская помощь, имеет все шансы умереть.
Иногда аллергия проходит сама, иногда требуется лечение антигистаминными препаратами. Наиболее эффективным при анафилактическом шоке является быстрая инъекция эпинефрина.
«Эпинефрин попадает в кровеносные сосуды, увеличивает частоту сердечных сокращений, борясь, таким образом, с низким давлением. Но на механизм анафилактического шока он не оказывает никакого влияния. Это просто быстрая терапия»,– объясняет соавтор исследования Питер Браукаэрт (Peter Brouckaert).
Данный механизм всегда представлял собой загадку. Аллергическая реакция возникает, когда аллерген (например, белок арахиса) способствует выпуску гистаминов и молекул других веществ, которые приводят к опуханию частей тела и боли. Однако сами биохимические процессы, которые приводят к шоку, медицине пока неизвестны.
Предыдущие исследования на мышах, имеющих такую же иммунную систему, как и человек, показывают, что за это может отвечать оксид азота, выделяющийся в огромном количестве в организм. Поэтому Браукаэрт и коллеги решили рассмотреть данный вопрос поподробнее. Они вызывали анафилактический шок инъекциями, понижающими давление, и создав у мышей аллергическую реакцию, как и у человека.
Сделав инъекции ингибиторов оксида азота некоторым мышам, прежде чем ввести их в анафилактический шок, исследователи обнаружили, что причиной всему является оксид азота. Тем не менее, источник поступления оксида азота неизвестен.
Так, исследователи думали, что главным «виновником» анафилактического шока является протеин iNOS. Но Браукаэрт и его команда считают, что всему виной другой протеин – eNOS. Ранее считалось, что он производит маленькое количество оксида азота для того, чтобы поддерживать на нормальном уровне кровяное давление.
Мыши, у которых отсутствовал белок eNOS, были устойчивы к смертельным аллергенам, в отличие от мышей, у которых отсутствовал белок iNOS, говорят ученые.
Исследователи утверждают, что врачи, для облегчения состояния больного, потенциально могли бы вводить пострадавшим ингибиторы оксида азота. Команде удалось предотвратить анафилактический шок у мышей, сделав им инъекции, блокирующие производство протеинов eNOS.
К сожалению, этот препарат действует очень медленно при анафилактическом шоке – организму требуется время, чтобы «прочувствовать» его действие, поэтому в качестве экстренного средства он не очень хорош.
Чарльз Лоунштейн (Charles Lowenstein), кардиолог, занимающийся вопросами патологий в Университете Джонса Хопинса в Балтиморе (штат Мэриленд), считает исследование очень обнадеживающим. «Много людей страдает от анафилактического шока, но мы не понимаем принципа, по которому это все происходит, поэтому целевую терапию применить здесь не можем, – говорит он. – Эти случаи требуют особой терапии».
Однако он делает ударение на том, что исследователи, изучающие проблему, имели дело с искусственным вызыванием шока с помощью инъекций, а не естественной аллергической реакцией. Еще не известно, насколько хорошо этот эксперимент сработает в случае с людьми.
По материалам Nature
Наталья Приходько, корреспондент
ELCOMART News