Истэблишмент поднатужился и переварил-таки новую парламентскую модель власти. Многие предполагали, что где-то что-то пойдет не так, однако практические результаты превзошли все, даже самые смелые ожидания. Власть оказалась в оппозиции к антикризисному большинству, сформированному в Верховной Раде. Такое невозможно было себе представить в период правления Леонида Даниловича. А при нынешней конституционной модели – плевое дело. Диалектика: сегодня мы, а завтра нас… Оказалось, что цена политической ошибки в парламентской республике очень высока. Одно неверное решение – и игра проиграна…
Дело даже не в слабости президента, которому обрезали полномочия, а в умении адекватно реагировать на ситуацию. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, однако премьером мог быть Юрий Ехануров, а спикером – Петр Порошенко. Оба из "Нашей Украины". И окончательное решение должен был принимать глава государства. Он и принял. Только "оранжевая" коалиция демократических сил. "Регионалы" пошли на принцип и все переиграли: коалицию, спикера, премьера. После распределения парламентских комитетов по пропорциональному принципу, то есть на все пять фракций, переиграть ситуацию практически не возможно. У Виктора Андреевича не сыграл даже козырной туз – право роспуска парламента. Возможно, он еще об этом не знает, но факт остается фактом. Судите сами: блок Юлии Тимошенко, который сегодня, извините за выражение, репрезентирует самую непримиримую и радикальную оппозицию, не отказался от предложенных "антикризисниками" портфелей. А ведь за несколько часов до этого Тимошенко была готова (на словах) положить мандаты своей фракции на стол. Но, само собой разумеется, не сделала этого. 18 июля парламента превратился в полноценный законодательный орган власти. Если Виктор Андреевич ищет острых ощущений, то может попробовать издать указ о роспуске Верховной Рады. В итоге парламентаризм победит окончательно и, как минимум, состоятся досрочные выборы ВР и главы государства, а максимум – президента станут избирать прямо в парламенте.
Будем считать, что ситуация в парламенте устаканилась. Продолжение следует. Дальше – сюжет с утверждением кандидатуры премьера в Верховной Раде. В том, что Виктор Федорович наберет чуть ли не триста голосов, мало кто сомневается. Небольшая интрига связана с участием главы государства в этом процессе. Проще говоря: внесет или не внесет Виктор Андреевич кандидатуру Януковича? Конституционного права "зажать" это дело у Ющенко нет. Есть лишь пятнадцать дней на размышление. Конечно, можно тянуть до последнего. Если за точку отсчета взять 18 июля (день, когда по просьбе Юлии Владимировны новые большевики еще раз объявили о создании антикризисной коалиции и послали представление на Януковича президенту), то срок истекает 2 августа. Хорошо, допустим, выходные не считаются. Получаем 6-е число. Время есть. Смысла тянуть – никакого. Разве что дать "Нашей Украине" время осознать ситуацию и, сохранив часть политического лица, присоединиться на определенных условиях к новому большинству. Аванс в виде комитетов по топливно-энергетическому комплексу (возглавил Николай Мартыненко), финансам и банковской деятельности (Петр Порошенко) и национальной безопасности с обороной (Анатолий Кинах) сделан. Допустим, на осмысление вполне достаточно нескольких дней. "Плотно" поразмышлять над проблемой: или создавать теневой Кабинет министров вместе с БЮТ, традиционно поссорившись в момент определения премьера-II, или же участвовать в формировании исполнительной власти вместе с новой коалицией? Подумали. А дальше что?
Работа сессии продлена до 31 июля. Имеет смысл до августа решить проблему формирования нового Кабинета министров, благо парламентский расклад уже определен. Могло быть хуже. Для новой оппозиции. Николайя Азаров не зря же предупредил: если достигнутые в ходе консультаций договоренности будут нарушены, то комитеты, отданные оппозиционерам, возвратятся "большевикам". Президент, как известно, настаивает на снятии парламентского "эмбарго" в отношении работы Конституционного суда. Это его условие внесения кандидатуры премьера Виктора Януковича. В принципе, условий он выдвигать не может, но, тем не менее, пока идет на такой шаг. Причины такого повышенного внимания к КС вполне понятны.
Во-первых, данный орган рассматривается секретариатом президента как инструмент влияния на политическую ситуацию. Конституцией, в частности, предусмотрено право главы государства приостанавливать действие любых решений Кабинета министров с последующей их отправкой на экспертизу КС. Ющенко, наверное, предполагает, что это поможет ему корректировать деятельность правительства Виктора Януковича. Кроме того, у президента остается право вето на законодательные акты, принимаемые парламентом. Для преодоления вето необходимо 300 голосов (в настоящее время в рядах антикризисного большинства состоят 243 депутата).
Во-вторых, Конституционный суд – последняя надежда Виктора Андреевича. Верховный суд де-факто сделал его президентом, а КС должен спасти от нового большинства. С его помощью секретариат главы государства мечтает либо отменить конституционную реформу, либо оспорить законность формирования в Верховной Раде антикризисной коалиции. Или же хотя бы способствовать переформатированию большинства с включением в него на более выгодных условиях "Нашей Украины". Исходя из этого, президент вряд ли откажется от своего условия: внесение кандидатуры Януковича в обмен на принятие присяги судьями Конституционного суда.
Казалось бы, можно удовлетворить просьбу главы государства. Тем более, что, судя по многочисленным запросам представителей фракций БЮТ и "Нашей Украины" в судебные органы (Печерский районный суд), у некоторых накопилось много вопросов. Но если действовать строго по закону (а это пока модно), то не все так просто. Да, действительно, еще 18 октября прошлого года истек срок полномочий девяти судей КС. Учитывая тот факт, что четыре мэтра сложили свои полномочия еще раньше, то сегодня в суде осталось пять судей из восемнадцати. Прямо какая-то задачка из учебника арифметики. Однако и ежу понятно, что налицо явный некомплект, который необходимо заполнять. Поскольку КС формируется на паритетных основах президентом, парламентом и съездом судей, то ликвидировать кадровый дисбаланс они должны вместе. 3 ноября 2005 года съезд судей выполнил свою миссию, заполнив свою квоту (шесть мэтров). 14 января прошлого года президент назначил трех судей КС. Правда, принять присягу в здании Верховной Рады им не удалось. Сами знаете, времена были непростые: то парламентские выборы, то глава государства публично заявляет о намерении отменить конституционную реформу. А без присяги судьи не могут вступить в должность. Вот и томятся девять человек не один месяц без работы. План Ющенко заключается в следующем – пусть они принесут присягу, и Конституционный суд наконец-то заработает. Да не скажите… Если уже делать все по закону, то необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, в соответствие с утвержденным парламентом порядком принятия присяги судьями КС, это дело (присяга) должно состояться на протяжение месяца с дня назначения. Напомним даты – 3 ноября 2005 года и 14 января того же года. Срок превышен. Корректным выходом из ситуации является переназначение конституционных судей. Чтобы никаких вопросов не возникало.
Во-вторых, на самой церемонии должны присутствовать высшие должностные лица государства, включая президента и премьер-министра. В законе не сказано, что премьера может замещать исполняющий обязанности. Мелочь, конечно, но она крайне важна, когда дело касается инстанции, символизирующей высшую – конституционную – законность. Если Конституционный суд формируется нелегитимным способом, то какое к нему может быть доверие в дальнейшем?
В-третьих, а почему надо принимать присягу у части судей КС? Напомним, что парламентская квота в суде по прежнему остается незаполненной, поскольку Верховная Рада в силу целого ряда обстоятельств политического характера так и не смогла избрать мэтров Конституционного суда. Мотив Виктора Ющенко понятен: если утвердят "девятку" без парламентской квоты, то в КС будет пропрезидентское большинство. Например, Иван Домбровский и Анатолий Дидкивский до своего избрания были судьями Верховного Суда и сделали немало для того, чтобы было принято "историческое решение" об отмене результатов второго тура президентских выборов.
Логичнее было бы развести во времени назначение премьера и формирование Конституционного суда. КС должен быть сформирован в полном составе (с учетом парламентской квоты) и приведен к присяге. Если удастся, то это можно сделать до окончания работы сессии. Условие президента – сначала судьи, а потом внесение кандидатуры премьера – теряет смысл в сложившихся условиях. Объясню почему: если Ющенко откажется вносить кандидатуру, то он создает прецедент выхода за рамки правового поля. И ответ может быть адекватным. Зачем доводить дело до подобной развязки? Тут важен правильный заход, иначе опять джокер не сыграет.
Александр Зубченко, VERSII
e-news.com.ua