Мумия представляет собой завернутое мертвое тело, в котором приостановлен процесс разложения.
И сразу возникают представления о Древнем Египте, о пирамидах.
Однако за несколько тысяч лет до египетских гробниц в Южной Америке народ племени Чинчорро начал мумифицировать тела покойников, так сказать, увековечивать своих предков. И, кстати говоря, этому процессу подвергались все умершие, в отличие от египтян, которые удостаивали бальзамирования только лишь своих фараонов и лиц высшего сословия.
Чинчорро – это племя охотников времен каменного века. Они вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством и сельским хозяйством. Из тростника они делали рогожу, рыболовные сети, украшения и покровы, в которых заворачивали тела. Ученые утверждают, что техника бальзамирования принадлежит именно им.
С помощью каменных ножей снимали всю плоть, удаляли все внутренности, отделяли голову от туловища. Вскрывали череп, чтобы извлечь мозг, но это делалось не у всех тел. У многих умерших мозг извлекался через отверстие в основании черепа. Затем к позвоночнику и всем костям привязывали прутья для усиления скелета. Все кости соединялись вместе и прикреплялись к позвоночнику, заново образовывая целый единый скелет. Пустоты в теле и черепе заполнялись травой, пеплом и шерстью животных. Привязывали нижнюю челюсть к черепу специальной веревкой. Кожа возвращалась на место, что, наконец, придавало телу человеческий облик. Руки и ноги также укрепляли прутьями, и тело оборачивали в тростниковую рогожу. Тело покрывалось белой пастой из золы, моделировались все изъяны, чтобы организм умершего выглядел естественно. Затем кисточкой из травы тело тщательно пропитывалось черным марганцем, изготовленным из черного мелкого песка, смешанного с водой.
Но, высыхая, смесь становилась матовой, и тело приходилось полировать корой дерева или кусками камней. Маски из глины и парики из человеческих волос прикреплялись к лицу и голове. В маске аккуратно вылепляли нос, прорези для глаз, рот. У большинства мумий рот изображался в виде буквы «о», что придавало выражению лица более живой вид.
Ученые считают, что готовили тела и бальзамировали их женщины, так как они готовили пищу (разделывали мясо) и привыкли к виду крови (менструальный цикл). Одежда шилась специально для похорон. Также ученые предполагают, что Чинчорро бальзамировали даже эмбрионов (мертворожденных младенцев).
В Египте тело отделяли от рогожи, а у племени Чинчорро – нет.
Но исследования останков народа Чинчорро, в особенности их черепов позволило утверждать о том, что эти люди вели нездоровый образ жизни. Многие мужчины страдали от экзостоза слуховых проходов, что ведет к глухоте (что-то вроде воспаления уха).
Исследования показывают, что Чинчорро могли прийти в Южную Америку с Тихого океана, а могли с севера или с юга. Они поселились здесь 10 тысяч лет назад. Приблизительно за две тысячи лет до египтян они начали бальзамировать своих умерших. Также существует версия, что этот народ пришел с гор. 8 тысяч лет назад в Андах наступила сильная засуха. Постепенно племя стало переселяться к берегам рек. Поэтому им пришлось спуститься с гор к побережью.
Существует предположение ученых, что представители народа Чинчорро были каннибалами. Но для еды себе они заимствовали не все тело умерших сородичей, а только их плоть, боясь, что те возможно еще проснуться и даже обозлятся на своих соплеменников. Поэтому у мертвых вырезали только мягкие ткани, а скелет облепливали глиной и заворачивали кожей. Если в процессе мумифицирования не хватало человеческой кожи, ее заменяли кожей животных.
Это утверждение не имеет точного научного обоснования, но нет и опровержения этого. Если эта теория верна, то, возможно, именно каннибализм помог народу Чинчорро пережить тяжелые голодные времена, и откуда взял начало этот таинственный обряд, который современные ученые называют мумификацией.
e-news.com.ua