• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Водочникам не хватает градуса. Борьба производителей алкоголя за контроль над спиртовыми заводами набирает обороты

    Опубликовано: 2006-02-16 10:26:00

    Хозяевам водочных заводов удалось одержать очередную победу в противостоянии с «Укрспиртом»: АМКУ пресек попытки последнего продавать спирт через посредника. Формально водочники правы, ведь монополия оптовых продаж действительно открывала новой структуре широкие возможности для злоупотреблений. Хотя цели водочного лобби простираются значительно дальше банального восстановления справедливости — предприятия хотят получить сырьевую базу в собственное распоряжение.

    Спиртовиков опять приструнили

    На прошлой неделе Антимонопольный комитет Украины поставил точку в споре производителей алкоголя и концерна «Укрспирт». Расследование ситуации в отрасли было инициировано ассоциацией СОВАТ, представляющей консолидированные интересы украинских производителей водки. Входящие в нее компании возмутило решение «Укрспирта» обязать покупателей сырья проводить все закупки через одного посредника — Киевское спиртообъединение. Последний брал за свои услуги 5% от стоимости товара, что, по оценкам экспертов, в год составило бы порядка 50 млн. грн. «Кроме того, новая структура реализовывала сырье всех отечественных спиртзаводов по единым ценам (33–55,5 грн./дал в зависимости от класса), хотя качество продукции на предприятиях существенно различается», — утверждают в СОВАТ.

    Производители алкоголя прогнозировали, что такая система продаж сырья приведет к удорожанию горячительных напитков как минимум на 10%.

    АМКУ нашел в действиях «Укрспирта» признаки нарушения антимонопольного законодательства. Концерну рекомендовано отозвать письма потребителям, уведомляющие их о необходимости работы через Киевское спиртообъединение, разрешить вести оптовую торговлю всем другим спиртзаводам, а о проделанной работе сообщить АМКУ в десятидневный срок. Это уже второй за последние полгода случай вмешательства антимонопольщиков во взаимоотношения производителей спирта и водочников. В конце прошлого года «Укрспирт» намеревался на 25% повысить цены, но был вынужден отменить свое решение под давлением АМКУ.

    Скорее всего, концерн будет вынужден пойти на попятную и в этот раз. Хотя в «Укрспирте» уверены в правомерности своих действий. Там говорят, что Киевское спиртообъединение было создано, чтобы воспрепятствовать демпингу со стороны отдельных предприятий, от которых уже несколько лет страдает отрасль. «Данное объединение не имеет в своей структуре заводов, следовательно, не стало бы лоббировать интересы того или иного производителя», — утверждают в «Укрспирте».

    Производители алкогольной продукции придерживаются противоположной точки зрения. Президент компании Nemiroff Яков Грибов считает, что налицо попытка монополизировать оптовую торговлю спиртом, что открывает широкие возможности для различных манипуляций на рынке. «Для того чтобы построить эффективную систему оптовых продаж, необходимо наличие как минимум пяти–семи компаний», — уверен он.

    Скрытый интерес

    Впрочем, эксперты полагают, что главная причина противостояния водочников с концерном «Укрспирт» кроется вовсе не в возможном увеличении расходов. В конце прошлого года производители алкоголя также подняли громкий скандал, предрекая рынку крах по причине подорожания бутылки водки на 0,8–1 грн. В последнем случае степень удорожания продукции была бы не большей. Еще тогда участники рынка утверждали, что, пугая общественность кризисом отрасли, водочники, мягко говоря, лукавят. «Крупные компании пытаются пролоббировать возможность приватизации спиртовых заводов и получить их в свое распоряжение. Чтобы донести эту мысль до государственных мужей, они на каждом шагу кричат о неэффективности работы «Укрспирта» и тут же предлагают свой план выведения отрасли из кризиса», — отмечают аналитики. В частности, председатель правления Одесского коньячного завода Роберт Гулиев настаивает, что производством спирта должны заниматься все, кто может получить лицензию. «В противном случае мы потеряем рынок. Скажем, в России разрешили производить спирт частным компаниям, и отрасль от этого только выиграла», — говорит он.

    На сегодняшний день в стране работает 79 спиртовых заводов. Понятно, что, получив контроль хотя бы над частью мощностей, водочные компании не только смогут укрепить собственные позиции на алкогольном рынке, но и диктовать условия конкурентам. Можно прогнозировать, что в будущем их борьба за доступ к сырьевой базе только усилится. Тем более что отрасль становится все более интересной для потенциальных инвесторов. В прошлом году прирост производства спирта составил 24–27% (29 тыс. дал). В текущем году спиртзаводы планируют выдать на-гора более 30 тыс. дал. За прошедший год существенно расширилась и география продаж украинского спирта. Всего было экспортировано порядка 10 тыс. дал. Среди наиболее крупных покупателей числятся Австрия, Турция, Польша, Словакия, Венгрия и Турция.

    Инф. Деловая столица




    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.