Идеологический коучинг - это процесс развития организаций и людей с помощью определения их основных идей, которые становятся базой для формирования стратегии целей и осуществления всей остальной деятельности. В качестве отдельного направления идеологический коучинг выделился из бизнес-консалтинга, уделяя особое внимание анализу культуры организаций.
Предпосылки возникновения
Согласно утверждениям ряда экономистов и менеджеров, которые регулярно озвучивались с 2000 года, принятая в любой организации культура всегда превалирует над стратегией.
В качестве аргументов приверженцы этой теории приводят следующие данные:
-
Согласно исследованиям консалтинговой компании HayGroup, согласно которым «счастливые» сотрудники на 43% продуктивнее своих «несчастных» коллег.
-
Один из крупнейших игроков рынка e-commerce, компания Amazon.com в 2009 году приобрела за $1,2 млрд стартап Zappos.com, который использует счастье как бизнес-модель.
-
Стратегию, которую предлагает руководитель компании, осуществляет управленческая команда, поэтому соответствие стратегии их ценностям является краеугольным камнем реализации
В качестве примера влияния культуры на стратегию партнер и руководитель российского офиса Spencer Stuart Ярослав Глазунов приводит ситуацию, когда новый руководитель компании предлагает новую стратегию, предусматривающую активный рост и реализацию соответствующих мер, однако осуществлять принятую стратегию предстоит управленческой команде. В таком случае, если новый курс развития предполагает быстрое принятие решений, а топ-менеджмент не готов брать на себя дополнительные риски и действовать динамично, то компания продолжит применять привычные подходы, действовать по привычным шаблонам.
Сферы применения
В бизнесе идеология является осознанной и проявленной средой, в которой развивается компания и которая очерчивает стратегию организации. Наличие идеи в бизнесе способствует росту мотивации сотрудников и доходов компании.
В политике исходя из идеологии определяется путь развития партии и подбираются ее члены. Согласно с декларируемыми идеями партии ее выбирает электорат.
В общественной сфере идея становится движущей силой и основой для коммуникаций, которая обеспечивает реализацию социальных проектов.
В семейных отношениях идеологическая платформа является материалом для принятия решений с учетом общих целей и позиции каждого члена семьи.
В личностном развитии идеология служит для осознания внутреннего ядра, построении на его основе ценностей и жизненного пути, а также выбора сферы деятельности.
Идеологический коучинг в бизнесе
Идеологический коучинг помогает владельцу понять, в чем заключается идея бизнеса, чтобы потом вокруг этой идеи объединить всю компанию. На основе идеи в компании формируются 3 составляющие стратегии бизнеса:
-
видение – руководящая философия организации, обоснование существования фирмы, не сама цель, а скорее, чувство основной цели фирмы.идеальная картина будущего. Управление на основе видения заключается в стремлении людей работать ради достижения определенных идеалов. Видение придает смысл труду и объединяет деятельность многих в одном направлении, обеспечивает преемственность целей организации и помогает вырабатывать критерии для их достижения.
-
миссия – глобальная цель, которую перед собой ставит бизнес. Формулирование миссии дает организации возможность формировать свой имидж, работникам компании - идентифицировать себя с компанией
-
ценности компании – социокультурные ценности, которые поддерживает компании и на которые опирается при принятии решений
Миссия, ценности и стратегия компании становятся главными ориентирами, позволяющими вести бизнес в соответствии с выбранным курсом. Именно они являются мерилом для новых идей и концепций.
Джеймс Хейдем и Кэрол МакКензи в своей книге "Как создать команду, увлеченную своим делом" сравнивают идею, миссию, видение и ценности со спагетти, которые, итальянцы якобы кидают в стену, чтобы проверить готовность блюда. По мнению авторов, когда у члена команды возникает новый подход, прежде всего его исследуют на соответствие идеологии компании. Если подход “прилип” к модели миссии и стратегии, он считается подходящим.
Этапы идеологического коучинга
-
Диагностика - интервью с владельцами бизнеса, анализ команды и
-
Стратегическая сессия - встреча ключевых фигур компании, в ходе которых выявляется идеология бизнеса и формулируются составляющие части стратегии. Во время стратегического планирования участники сессии ищут ответы на 4 вопроса: Где мы находимся? Куда мы хотим попасть? Как мы этого можем достичь? Можем ли мы это себе позволить?
-
Конституция - создание ключевого документа компании исходя из сформулированных на стратегической сессии определений. На основе конституции очерчивается корпоративная культура компании.
-
Интеграция - внедрение конституции компании в операционную деятельность.
-
Визуализация - создание единого стиля компании, основанного на выявленной идее.
Визуализация идеи бизнеса
Визуальное проявление идеи бизнеса является составляющей частью идеологического коучинга, которая обеспечивает публичную фиксацию и передачу идеи, миссии, видения и ценностей, а также напоминанием о них сотрудникам и партнерам.
Визуализация идей бизнеса осуществляется с помощью формирования конституции компании и корпоративной культуры, которые поддерживаются дизайном помещений бизнеса.
Проявление идеи бизнеса выражается в общей корпоративной культуре организации, которая визуализируется с помощью формирования конституции компании и создания ее стиля.
-
Корпоративная культура - совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации.
-
Конституция компании - по аналогии с конституцией государства, это основной документ компании, который содержит информацию о ее идее и стратегии, свод правил деятельности организации и принципов принятия решений ее бенефициарами и менеджерами.
-
Стиль компании - это визуальный образ компании, корпорации или бизнеса в глазах аудитории, клиентов, партнеров и сотрудников, который обеспечивается за счет разнообразных средства, среди которых характерный дизайн, брендинг и использование товарных знаков.
Внедрение идеологии в деятельность компании
Чтобы внедрение идеологии в бизнес-процессы организации прошло успешно, большинство сформулированных тезисов должны соответствовать внутренним убеждениям бенефициара и менеджмента. Согласно автору книги "Мотивация в стиле экшн" Клаусу Кобьеллу, философия предприятия действует только в том случае, если она хотя бы от 90 до 92% идеи соответствует истине.
e-news.com.ua