Новые возможности репродуктивной медицины порождают дискуссии, в центре которых оказываются морально-этические вопросы. На страницах еженедельника Stern с ними попыталась разобраться Нина Бублиц.
Немецкие нормативы регламентируют экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) жестче, чем во многих других странах. Если бы врач, подсадивший небезызвестной Наде Сулеман шесть эмбрионов (два из которых разделились), произвел подобную манипуляцию в Германии, рассказывает Нина Бублиц, ему бы пришлось предстать перед судом. Три эмбриона - это максимум, но обычно врачи ограничиваются двумя. Причем ЭКО - это прерогатива исключительно замужних женщин, на прием к врачу должна прийти семейная пара.
С медицинской точки зрения, чем меньше эмбрионов, тем лучше. Многоплодная беременность - это всегда фактор риска. Некоторые врачи не исключают возможности уничтожения эмбриона в материнском лоне, и это всегда тяжелый выбор для будущих родителей. Перед скандинавскими врачами подобной дилеммы не стоит: при искусственном оплодотворении они, как правило, подсаживают только один эмбрион с наилучшими шансами на развитие, предварительно выбирая его в лабораторных условиях из нескольких. В Германии подобный выбор запрещен законом.
Этот запрет, поясняет автор статьи, имеет под собой определенные основания. Главный вопрос - что делать с лишними эмбрионами? Замораживать для последующего оплодотворения, если у пары возникнет подобное желание? Предлагать на "усыновление"? А если на это нет спроса? Тихонько уничтожить через несколько лет?
Не менее важен вопрос, какими критериями нужно руководствоваться при выборе эмбриона, если решение об ЭКО принимается по генетическим основаниям. Так, например, шведка Хелена Ричардсон хочет при помощи своей еще нерожденной дочери спасти пятилетнего сына. Эмбрион был выбран из-за его генетического сходства с братом, и в будущем девочка может стать для него донором костного мозга. В Швеции, в отличие от Германии, эмбрионы можно тестировать на тяжелые наследственные болезни.
В США, если у пары уже есть двое детей одного пола, она имеет право на выбор эмбриона противоположного пола. В 2002 году две глухие американские лесбиянки выбрали глухого донора спермы, чтобы их ребенок тоже родился глухим. В Великобритании глухонемая пара тоже борется за право выбора эмбриона, который в дальнейшем будет страдать глухотой