Наблюдаемое на протяжении последних лет бурное развитие пивного рынка уже в следующем году пойдет на спад. Прогнозируя начало стагнации отрасли, производители стремятся максимально закрепить свои позиции, начав осваивать сравнительно свободные ниши, и продолжают наращивать мощности, необходимые для запуска новых марок. По их мнению, основная борьба между предприятиями развернется в премиум-сегменте, пристальный интерес к которому проявили не только украинские, но и зарубежные компании.
Пиво дорожает
Прошлогодние прогнозы экспертов, пророчащих в этом году стагнацию пивного рынка Украины, похоже, не сбылись — по итогам 10 месяцев 2005 г. его объем вырос на 25%, превысив более 200 млн. дал. «Рост был вызван теплыми летом и осенью. Также можно говорить, что на увеличение объемов продаж пива позитивно повлияло повышение доходов населения», — считает национальный менеджер по продажам, логистике и дистрибуции компании «САН Интербрю Украина» Сергей Еськов. Другие участники рынка добавляют, что одной из причин бурного роста его объемов стало увеличение продаж в столице (доля Киева в общеукраинской реализации за этот год выросла в количественном выражении с 8–10% до 15%, а в денежном — до 20–25%). «Наибольший интерес к продукции высокого ценового сегмента наблюдается именно в Киеве, который характеризуется самым большим доходом на душу населения. К примеру, 30% от общего объема продаж Stella Artois приходится именно на Киев и столичный регион. Кроме того, киевляне очень позитивно воспринимают новинки. Поэтому столичный рынок можно считать инновационным», — считает г-н Еськов. Подтверждают это и маркетологи, по данным которых наибольший рост в текущем году отмечался в сегменте премиум-класса, доля которого увеличилась в Украине с 4 до 9%, а в столице — с 3,4 до 13,3%.
Подобную динамику обеспечил вывод в этом году большинством производителей целого ряда новинок высокого ценового сегмента. В частности, «САН Интербрю Украина» активно продвигала Brahma и Staropramen, не забывая при этом о поддержке Stella Artois и Beck’s, ВВН вывела на рынок новую марку Tuborg — Green, а «Оболонь» продолжала раскручивать hike. Причем эксперты сходятся во мнении, что и в следующем году основная борьба между пивными компаниями развернется именно в данном сегменте. «В отличие от средне- и низкоценового сегментов, этот сектор все еще находится в состоянии формирования. Здесь представлено слишком мало торговых марок, поэтому у каждого нового продукта с продуманной маркетинговой стратегией есть достаточно серьезные перспективы», — полагает брэнд-менеджер ЗАО «Оболонь» Виктория Влазнева.
Обострение борьбы в этом сегменте подтверждает и намерение ВВН запустить производство «Балтики» на киевском ПБК «Славутич». «Первыми произведенными в Украине сортами будут «Балтика №3» и «Балтика №9», разлив которых начнется в январе 2006 г.», — говорит национальный менеджер по корпоративным связям ВВН Инна Деркач, добавив, что компания заинтересована в повышении средней цены своего портфеля, которое будет достигаться и за счет расширения лицензионных сортов пива в его составе.
Свою лепту в ужесточение конкуренции могут внести и иностранные компании, брэнды которых импортируются в нашу страну. К примеру, не так давно главный исполнительный директор Heineken в России Роланд Пирме заявил, что компания имеет интерес к приобретению производственных мощностей в Украине, а в следующие пять лет намерена сосредоточиться на консолидации дистрибьюторской деятельности в нашей стране. Правда, эксперты говорят, что Heineken придется перекупить у конкурентов один из ныне работающих крупных заводов, так как «свободными» на рынке (не подконтрольными четверке ведущих украинских производителей) остались лишь несколько небольших региональных предприятий, доля которых в общем объеме производства отрасли сократилась в этом году с 7,3 до 5,6%.
Производители наращивают мощности
Стоит сказать, что массовый вывод производителями новых ТМ стал следствием ужесточения конкурентной борьбы. Так, за прошлый год доля ВВН на украинском рынке уменьшилась на 2,5% — до 19%, а «Сармата» на 0,2% — до 13,6%, в то время как «Оболонь» увеличила ее на 4,1% — до 25,2%, а «САН Интербрю Украина» на 0,3% — до 36,6%. Что же касается наиболее емкого столичного рынка, то здесь изменения были еще более значительны. По данным компании MEMRB Market, на долю «САН Интербрю Украина» сейчас приходится 44%, «Оболонь» контролирует 28%, ВВН — 24%, а «Сармат» практически полностью сдал свои позиции — его доля составляет всего 2%. Правда, генеральный директор компании Сергей Калинин утверждает, что ее доля на киевском рынке увеличилась в 2,8 раза, однако остальные участники рынка скептически отнеслись к этим заявлениям.
При этом пивовары считают, что, несмотря на замедление темпов роста отрасли, говорить о насыщении рынка пока рано. Инна Деркач полагает, что, хотя уже в следующем году увеличение роста рынка не превысят 15%, его развитие будет продолжаться еще несколько лет. Видимо, поэтому большинство компаний продолжали на протяжении последнего года активно наращивать производственные мощности и модернизировать оборудование. К примеру, ПБК «Славутич» закупил оборудование на 11 млн. евро и планирует инвестировать еще 4 млн. евро, «САН Интербрю Украина» вложила в развитие порядка 35 млн. евро, модернизировав оборудование на Николаевском пивзаводе «Янтарь» и Харьковском «Рогань», а группа «Сармат» намерена инвестировать 1,9 млн. евро в покупку оборудования для пивзавода в Донецке и 5–5,5 млн. грн. — для ЗАО «Полтавпиво».
Деловая столица
e-news.com.ua