США «охотятся» за российскими атомными проектами в Европе. В расчёте лишь на одну компанию. Как ни странно, это японская компания.
Если вы полагаете, что тема «энергетической безопасности», которую США «продают» Европе, касается лишь поставок американского сжиженного природного газа, стоит присмотреться внимательнее. Речь также идет о российской атомной энергетике за старым «железным занавесом».
Энергетическая безопасность Восточной Европы – это термоядерно-реакторная война, в основе которой противостояние Вестингауз Электрик (WEC) и российского «Росатома». Это затяжная и крайне затратная энергетическая игра, в которой США отчаянно стараются выиграть. Хиллари Клинтон, глава Госдепартамента, даже лоббировала Вестингауз в Праге в 2012 г.
Это не секрет.
Глава Вестингауз Дэнни Родерик отмечал, что появление Клинтон произвело большое впечатление на чехов. Как сообщается, он сказал: «Я был горд тем, что мы с ней вместе в одних окопах».
Негласная цель: ослабление российского контроля над рынком атомной энергетики в Восточной Европе, даже в том случае, если это не приведет к увеличению рыночной доли Вестингауз. Исторически сложилось так, что для некоторых восточноевропейских стран «Росатом» и ее предприятие-изготовитель топливных сборок ТВЕЛ являются единственным поставщиком.
«Русские и американцы сражаются за тендеры в Восточной Европе», - говорит Мартин Джирусек, аналитик Программы Изучения Энергообеспеченности Университета Масарика в Чешской Республике. «У Аревы нет денег. Сименс утратил большое количество know-how, когда Германия прекратила свою ядерную энергетическую программу. Таким образом, остаются американцы, а теперь постепенно в игру вступают китайцы. Россия поддерживает Росатом, США поддерживают Вестингауз. О японцах мы и не слышали никогда».
Вестингауз прежде на 100% был американским. Теперь компания на 90% является японской, а на 10% - казахской. Компания начала производственную деятельность еще в 1880-х. В 1990-х она стала на короткий срок владельцем телевизионной компании CBS, а в 2007 г. ее продали японской Тошибе. Тошиба контролирует 87% компании Вестигауз. Они вместе продвигают на рынке реакторы с водой под давлением AP1000, при этом в настоящий момент осуществляется строительство 8 энергоблоков: 4 – в Китае, и 4 – в США. Оба проекта в Америке (в Джорджии и Южной Каролине) - с отставанием от графика.
В Европе ведется тяжелый поенный поход на русских, которые завоевывают новые контракты, обходя [Вестингауз] по очкам. Вашингтон «подрабатывает» в качестве их коммивояжера под лозунгом «энергетической безопасности».
«Внешнеполитические представители США неоднократно демонстрировали свою поддержку компании Вестингауз и призывали европейцев выбрать эту компанию в качестве поставщика ядерного топлива под предлогом сокращения энергозависимости от России», - говорит Владислав Бочков, официальный представитель ГК «Росатом» в Москве.
Компания Вашингхауз Электрик
Полномасштабная поддержка началась в 2012 г., когда действующий на тот момент Госсекретарь Клинтон посетила Чешскую Республику, где она продвигала Вестингауз как потенциального строителя и оператора двух новых реакторов на существующей атомной электростанции Темелин. Об этом событии скромно сообщали информационные агентства.
Клинтон встретилась с Петером Нечасом, действующим на тот момент Премьер-министром, и в качестве аргумента для продвижения Вестингауз использовала проблему «энергетической безопасности». Единственным оставшимся на тот момент конкурентом, претендовавшим контракт по Темелин, был российско-чешский консорциум, возглавляемый «Росатом». Русские занервничали, и через полгода Нечас полетел в Москву, чтобы убедить «Росатом», что тендерный процесс будет справедливым и прозрачным.
Реакторы «Росатома» уже много лет эксплуатировались на Темелин 1 и Темелин 2. Кроме того, сделка с Россией была «подслащена»: до двух третей проектной цепочки поставок приходилось на долю чешских компаний.
Затем произошло нечто «чудесное». Вокруг Нечаса разразился политический скандал. Он был вынужден уйти в отставку. Его политические соратники были арестованы.
В 2014 г. чешские власти отменили тендер, поскольку у государственной энергетической компании CEZ Group не оказалось достаточных средств [на расширение Темелина]. В итоге подписанного контракта на строительства двух реакторов не оказалось ни у кого, но США донесли свою позицию. Ради диверсификации мы за ценой не постоим.
CEZ Group, оператор станции, заявили, что российский ТВЕЛ является поставщиком [ядерного топлива] для Темелин 1 и 2 до 2020 г., однако в этом году они подписали соглашение с Вестингауз о проведении тестирования топливных сборок, которые подойдут для использования в реакторах «Росатома».
«Смысл в том, чтобы иметь двух поставщиков», - пояснил представитель компании Марек Свитак.
Вестингауз знаком с технологиями «Росатом» не понаслышке, равно как и атомной энергетикой Чехии. Вестингауз поставлял топливные стержни для атомных станций Темелин в начале 2000-х.
Иржи Пароубек, чешский политик, в течение короткого срока занимавший пост премьер-министра (с апреля 2005 до августа 2006), сказал, что официальные лица США продвигают Вестингауз уже много лет.
«В 90-х американские дипломаты поощряли сотрудничество с Вестингауз. В это время предполагалось, что передовой с технологической точки зрения Вестингауз поможет ядерным объектам российского дизайна соответствовать западным стандартам», говорит Парубек. «Однако в действительности все оказалось наоборот. Топливные сборки Вестингауз оказались худшими по качеству и более дорогими по сравнению с российским топливом, это приводило к частым остановам реакторов Темелин».
В 2006 г. «Росатом» выиграл тендер на новый 10-летний контракт на поставки для Темелин с 2010 г. до 2020 г. На промежуточном этапе планировалась эксплуатация так называемой «смешенной активной зоны», где топливные стержни производства ТВЕЛ и Вестингауз работали бы «бок о бок», американские и российские технологии вместе. Изумительная была бы история. Вестингауз – крупный игрок на рынке топлива для российских реакторов с почти 20% рыночной долей тогда и 30% рыночной долей сегодня. Но CEZ заявили, что топливные сборки Вестингауз негерметичны, а стержни гнутся. После чего CEZ решили удались топливо Вестингауз из активной зоны и полностью заменить его топливом ТВЕЛ.
Решение CEZ доказывает, что российские топливные сборки были безопаснее, и что Вашингтон «продвигал» продукцию, которая на тот момент не вполне работала, потенциально создавая опасность для атомных электростанций.
Вестингауз после этого вернулся к чертежной доске. И при поддержке «мягких убеждений» со стороны Вашингтона собирается провести быстрое и ожесточенное «наступление» на рынок, занимаемый русскими.
28 апреля этого года завод Вестингауз по изготовлению топлива в Вестеросе, Швеция, объявил о наращивании производства [топлива] для российских реакторов в Восточной Европе. Руководство компании признает что, «диверсификация» топливных поставок в настоящее время – это часть дискуссий об энергетической безопасности в Европе.
«Думаю, что Вестингауз старается получить контракты как минимум на половину ядерных топливных поставок через политическое давление», - говорит Пароубек.
Новые страхи перед русским «бабайкой» усугубляют ситуацию. Медленно, но верно.
Для таких как Клинтон – в основе геополитика, для Тошиба – деньги. И, конечно, они воспользовались ситуацией.
Экономический кризис Тошиба
Проблемы Тошиба – это проблемы Вестингауз. В Европе, «охота» на российский рынок –это борьба за выживание.
Прежде Тошиба проектировала и строила реакторы для половины Японии, также поставляя топливо для этих реакторов. В катастрофе на Фукусиме в марте 2011 года «сгорели» все их контракты на услуги. Реакторы Тошиба на Фукусиме выведены из эксплуатации.
После Фукусимы свои реакторы стала останавливать и Германия, а немцы также использовали Вестингауз в качестве источника топливных стержней, сборок с ураном, на котором работает реактор при производстве энергии. Менее чем за два года компания потеряла контракты на 60 реакторов.
Компания несла чудовищные убытки. По информации Тошиба, в период с 2012 г. до 2014 г. накопленный операционный убыток Вестингауз Электрик составил $1,43 миллиарда. Это значит, что компания не имеет налогооблагаемой прибыли и, следовательно, не будет уплачивать налоги в США, пока общая сумма прибыли постепенно не компенсирует понесенные убытки.
Их завод по изготовлению топлива в Вестеросе оказался на грани закрытия.
Но тут подоспел украинский кризис. Русские стали супер-пупер плохими ребятами, а энергетическая диверсификация быстро стала фишкой. Пока природный газ - в центре внимания СМИ, ядерная энергия обеспечивает больше половины электричества в Украине.
В марте 2014 года, вскоре после аннексии Крыма и первого раунда санкций, Еврокомиссия опубликовала стратегию энергетической безопасности, которая включала атомную энергетику в планы по энергетической диверсификации Европы от России. ЕС учредил грант в размере $2,2 миллиона в качестве субсидии ядерной топливной диверсификации для российских реакторов в Восточной Европе. Угадайте, кто получил грант?
После истории с Чешской Республикой, Вестингауз удалось заключить контракт с болгарским правительством на строительство нового реактора AP1000 на АЭС Козлодуй. Это произошло вслед за решением Бойко Борисова, Премьер-министра Болгарии, о приостановке строительства АЭС в Белене с двумя реакторами, совместный проект болгарской национальной энергетической компании и «Росатом». То, что впоследствии назвали «Сага о Белене», обойдется Болгарии в $1,3 миллиарда выплат и судебных издержек в пользу «Росатом» за неисполнение контракта 2008 года. Конечно, русские решили, что их «слили».
Борисов фактически признал, что решения по отказу от проекта Белене и контракту по АЭС Козлодуй компании Вестингауз были по сути политическими. На встрече с американской Торговой Палатой, как сообщает болгарское информагентство, Борисов заявил: «Мы – одно целое. Мы друзья… Мы не пропускаем российские самолеты [в Сирию – прим. перевод], мы также прекращаем российские [энергетические] проекты. Кто, как не мы, являемся вашим партнером?»
Чирлидинг со стороны Госдепартамента
Рассекреченные 30 октября, 2015 г. сообщения электронной почты от 28 марта, 2012 г. от Ричарда Морнингстара, Посла по особым поручениям в области Евразийской энергетики, адресованные главе аппарата Клинтон, Хуме Абедину, содержали просьбу Морнингстара передать сообщение Клинтон о том, что болгарский Министр иностранных дел Николай Младенов сообщил Морнингстару, что болгарским правительством только что был отменен проект АЭС Белене с ГК «Росатом». Он добавил, что «Вестингауз обсуждают с болгарами проект на АЭС Козлодуй с российскими реакторами», возможно имея в виду потенциальный контракт Вестингауз на поставки туда топлива вместо компании ТВЕЛ. Морнингстар направил электронное сообщение директору по планированию политики Джейкобу Салливану, на что получил ответ от Салливана: «неплохая работа».
По оценкам Стартфор, пока продолжается конкуренция между ТВЕЛ и Вестингауз, Соединенные Штаты будут продолжать поддерживать проекты Вестингауз, как политически, так и финансово с целью снижения влияния Кремля.
«Неправильно предполагать, что политика не имеет влияния на тендерные процессы», - писали энергетические аналитики Трастид Сорсес во главе с Джеймсом Хендерсоном в своем исследовании в октябре 2014 г.
По исследованиям Еврокомиссии за июнь 2014 г. атомные станции производят 27% электричества ЕС посредством 131 блока в 16 странах. Исторически сложилось так, что доля России на восточноевропейском рынке атомных технологий составляет почти 100%. Модернизации в отрасли за последние годы позволили достичь уровня, когда любая третья сторона может производить топливные стержни, подходящие для реактора конкурентов.
Вестингауз может производить топливные сборки для новых и старых моделей реакторов «Росатома», впрочем как и «Росатом» в отношении сборок для реакторов Вестингауз, с переменным успехом и почти всегда по более высокой цене. Из этих двух производителей Россия является наиболее дешевым, таким образом, когда страны обращаются в Вестингауз за топливными сборками, они платят дополнительную цену за диверсификацию.
Перевес в пользу русских. «Росатом» выиграл все тендеры на поставку топлива, проводившиеся в Восточной Европе в течение последних 10 лет, однако дома в России некого побеждать в тендерах. Ни один из 35 реакторов, эксплуатируемых ГК «Росатом» в России не имеет других поставщиков топлива, кроме компании ТВЕЛ. Это монополия. Так они получают контракты, деньги и данные, необходимые для повышения качества; роскошь, которой лишен Вестингауз.
Источник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что Вестингауз стремится получить долю на рынке топливных услуг в Восточной Европе, так как: «это единственный путь предотвратить надвигающееся банкротство». «Их подразделение по строительству новых реакторов является убыточным, топливный бизнес - единственная «дойная корова», но он не растет, а маржинальность снижается. Мы полагаем, что Вестингауз потратил миллионы долларов, чтобы включить тему поставов ядерного топливо в повестку дня «энергетической безопасности», и, антироссийские настроения – им весьма на руку».
Атомизация Украины
Заполучить Украину в качестве агитатора Вестингауз – было весьма хитроумным ходом. Либо это было просто фантастически удачно выбранное Вестингауз время, либо правительство США и пост-Евромайдановское правительство Украины сговорились выдавить Россию с рынка.
«Я думаю, что Вестингауз был как-то причастен к тому, что ЕС отстранили Украину от России на данном фронте», - сказал Томас Влчек, эксперт по вопросам энергетической безопасности Университета Масарика в Чешской Республике.
В марте 2014 г. лишь через два месяца после изгнания пророссийского президента Виктора Януковича, европейская группа по защите окружающей среды, которая называется Беллона, распространила «истории» о том, что российское правительство собирается наказать Украину, наложив эмбарго на поставки ядерного топлива компанией ТВЕЛ.
Если сравнивать с тем, что Газпром сделал с поставками газа, указание Путина о прекращении продаж компанией ТВЕЛ топливных сборок звучит так то, что российский президент сделал бы в подобной ситуации. Только дело в том, что запретить поставки топлива невозможно. Мало того, что топливный стержень остается в реакторе годами, вместо русских топливо для реакторов может поставлять кто-то другой. Например, Вестингауз.
[Таким образом] Беллона позиционировала Россию в качестве злодея и в бизнесе атомной энергетики. Брюссель призвал к «диверсификации» на рынке ядерного топлива Украины и предоставил европейскому топливному дивизиону Вестингауз миллионы евро в качестве субсидий на «энергетическую безопасность».
Вся эта спецоперация не имела никакого отношения к компании Вестигауз в Пенсильвании. Их представитель сообщила, что никогда не слышала о Беллоне. А вот ее коллеги в Европе, с другой стороны…
Дерек Тейлор, бывший госслужащий ЕС, работающий в Брюссельском филиале группы Беллона, также является старшим советником по вопросам энергетики в Бёрсон-Марстеллер, который, в свою очередь, является лоббистским агентством, работающим на Вестингауз по всему миру.
Несмотря на гражданскую войну в Восточной Украине, санкции и споры о газовых поставках Газпрома, русские никогда не срывали запланированных поставок ядерного топлива на украинские атомные электростанции.
Вестингауз – это больше, чем просто известный американский энергетический брэнд. Это настоящий «стенобойный таран», который использует Вашингтон для продвижения «энергетической безопасности».
В 2012 году украинский ядерный регулятор запретил использование топливных сборок Вестингауз в стране до завершения расследования. Двумя годами позже, согласно источникам в Украине, действующий в то время Премьер-министр Арсений Яценюк консультировался с Вестингауз по кандидатурам для нового состава регулятора по ядерной безопасности для своего правительства.
В 2015 г. во время запланированного останова реакторной установки на Южно-Украинской АЭС была обнаружена потеря герметичности у двух топливных сборок, сделанных Вестингауз, хотя Вестингауз заявляли, что эти сборки являются «улучшенной» модификацией и подходят для реакторов типа ВВЭР-1000 ГК «Росатом».
В любом случае, «карта» анти-росссийской политики бьет «карту» технологических проблем. Вестингауз в настоящее время планирует поставку пяти топливных партий для загрузки на атомные электростанции Южно-Украинская и Запорожье, по заявлению самой компании, сделанному 28 апреля. Это предполагает, что новый состав регулятора проверки завершил, и топливные сборки Вестингауз для ВВЭР-1000 также хороши, как и сборки российского производства. Захват рынка, планы которого отраженны Тошиба в своих корпоративных презентациях, служит средством наказать русских. Это политическая история, которую русские не станут игнорировать.
«То, что мы можем изготовить топливо для ВВЭР не вызывает никаких сомнений», - говорит Родерик (Вестингауз). Мы продолжим продажи для установок ВВЭР-1000. Думаю, что конкуренция на этом рынке – это хорошо».
Это [конкуренция] - хорошо. Но политическое давление, российское или или американское, вероятно, приносит больше вреда, чем пользы. Это раздражает страны, такие как Россия, которая ясно видит, что Вашингтон намеренно пытается ей досадить.
Энергетическая безопасность – это и реальность, и фикция одновременно. Она в равной степени используется и в качестве предлога для продвижения интересов конкурентов российских компаний, и для ограничения той роли, которую играет энергетическая политика в российско-европейских отношениях.
Однако срыв атомных проектов при возникающих технических трудностях с топливными сборками компании Вестингауз в реакторах «Росатом» - это опасный способ продвигать «энергетическую безопасность». Как ни парадоксально это может показаться, но подобные инициативы, когда все идет по плану - на руку России. При сравнении, русские выглядят надежно и солидно.
«В финансовом вопросе, я думаю, «Росатом» также обошел Вестингауз», - говорит Джирусек о способности российской компании финансировать строительство новой электростанции и долгосрочные сделки на поставки топлива.
Не считая Украины, где диверсификация была навязана по политическим мотивам, «Росатомовский» ТВЕЛ по-прежнему удерживает свою долю на рынке. Японский Вестингауз, несмотря на то, что не платит налоги в США, продолжит оказывать давление при поддержке Вашингтона и американских налогоплательщиков.
Это снова ядерное противостояние Россия – США, и снова это война на истощение противника.
12 мая Тошиба заявила, что она больше не на «краю пропасти». Компания намерена объявить об операционной прибыли в размере $1,1 миллиардов в этом году, после того, как потеряла $6,6 миллиардов в прошлом из-за крупных списаний в связи с компанией Вестингауз и реорганизационных затрат на фоне дискредитирующего скандала бухгалтерской отчетностью.
Не стоит рассчитывать, что Вашингтон вдруг прекратит «продвигать» свою ядерную продукцию Вестингауз европейцам. Они могли бы продвигать другой японско-американский гибрид, как, например, кипящие реакторы Дженерал Электрик/Хитачи. Или привлечь базирующийся в Орегоне НьюСкейл, который производит модульные реакторы малой мощности, не требующие больших инвестиций, при этом их дизайн делает возможным интеграцию с сетью возобновляемой энергетики. Однако, очевидно, они этого не делают. И не потому, что все это - продукт более низкого качества [нежели Вестингауз], и даже не потому, что в настоящее время Европа – это рынок реакторов с водой под давлением. Причина – прямая конкуренция Вестингауза с русскими, а это как раз то, что нужно Вашингтону.