• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Этапы борьбы с коррупцией. Квалификационная аттестация судей

    Опубликовано: 2014-06-26 13:30:31

    4 июня 2014 на рассмотрение Верховной Рады Украины был внесен законопроект "О внесении изменений в Закон Украины" О судоустройстве и статусе судей "о составных судейского вознаграждения".

    Юрист Goldblum and Partners Дмитрий Набугорнов считает, что принятие такого закона станет одной из гарантий надлежащего отправления правосудия в государстве и создаст необходимые условия для деятельности судей.

    Законом Украины "О судоустройстве и статусе судей", нормы которого действуют на сегодня, изменена система оплаты труда судей. Внедрена категория судейского вознаграждения. При этом, составляющих этого вознаграждения не включает доплату за квалификационные классы судей, а сама система квалификационных классов и соответствующих квалификационных аттестаций судей фактически отменена.

    Указанным законопроектом предусматривается восстановить систему осуществления судьям доплат за присвоенные им квалификационные классы, вместе с тем, предлагается отменить доплаты за научную степень кандидата или доктора наук по соответствующей специальности.

    Хотя законопроект содержит положительные тенденции на пути борьбы с коррупцией и усиление социальной защищенности судей через обновления доплат за присвоенные им квалификационные классы, невозможно принять позицию законодателя об отмене доплат за научные степени. Да, конечно, работа судьи не является научной по своей природе, однако статус судьи демократического европейского государства – Украины, требует поощрения к постоянному повышению уровня правовых знаний. Тем более, в период перестройки общества и государства, которые меняются быстрее, чем законодательство, немедленного введения требуют новые правовые институты, а нормативно-правовые акты требуют постоянных изменений. В связи с чем, нередки случаи возникновения коллизий норм права, а также пробелов в законодательстве. Итак, во времена перестройки государственности, в полной мере обеспечить всестороннее исследование обстоятельств дела, а также верно применения норм материального и процессуального права может именно специалист с ученой степенью в соответствующей специальности.

    Наряду с вышеизложенным, хотелось бы особо отметить позитивную логику законодателя. Прежде всего, повышение уровня оплаты труда судей путем введения доплаты за квалификационные классы судей является одним из шагов усиления социальной защиты судей, и, как результат, преодоление коррупции в правосудии, укрепления законности, верховенства права и беспристрастности судебного разбирательства, равенства сторон судебного процесса в Украине.

    Это обосновывается, в частности, и тем, что квалификационные классы имеют присваиваться по результатам квалификационной аттестации судей, представляет собой проверку их профессиональных знаний, умений и навыков.

    В связи с этим, указанный законопроект следует дополнить положениями об особенностях проведения квалификационной аттестации судей.

    Так, одним из важных критериев такой аттестации, кроме общей проверки знаний законодательства, должны быть профессиональные критерии деятельности соответствующего судьи, как, количество обжалованных решений, вынесенных соответствующим судьей, которые отменены вышестоящими судебными инстанциями, количество наложенных на него дисциплинарных взысканий, количество жалоб, поданных на действия или бездействие соответствующего судьи и т.д.

    Кроме этого, учитывая актуальность вопроса, что предлагается урегулировать законодателем, указанным законопроектом следует определить единый орган, к полномочиям которого входить проведение квалификационной аттестации судей, при обязательном соблюдении независимости этого процесса от исполнительной и законодательной власти. Функции такого единого государственного органа следует возложить на Высший совет юстиции Украины, путем внесения соответствующих изменений в законодательство в части осуществления государственных функций в сфере обеспечения правосудия, в том числе по изменению принципов формирования состава такого органа.

    Эта же позиция нашла свое отражение в пункте 46 Рекомендации CM / Rec (2010) 12 Комитета Министров Совета Европы, которой прямо указано, что орган власти, который принимает решение по отбору и повышения судей по службе, должен быть независимым от исполнительной и законодательной власти. Для обеспечения независимости такого органа как минимум половину его членов должны составлять судьи, избранные самими судьями.

    Пункт 1.3 Европейской хартии о законе "О статусе судей" также определяет, что по каждому решение по отбору и назначения судьи на должность, повышение по службе или прекращения его полномочий законом должно быть предусмотрено вмешательство органа, независимого от исполнительной и законодательной власти, в составе которого менее половины членов - судьи, избранные их коллегами, и в котором было бы гарантировано широкое представительство судейского корпуса.

    В пункте 49 Заключения Венецианской Комиссии CDL (2010) 098 от 7 октября 2010 по Закону Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения злоупотреблений правом на обжалование" указано, что "состав Высшего совета юстиции, который определен Конституцией Украины, остается проблемным. Даже после внесения изменений, которыми отдельных субъектов формирования Высшего совета юстиции обязано назначать по своей квоте судей, состав Высшего совета юстиции не отвечает европейским стандартам, поскольку из 20 членов Высшего совета юстиции лишь 3 являются судьями, которые избраны самими судьями ".

    Положение о несоответствии состава Высшего совета юстиции и порядка его формирования по европейским стандартам содержатся также в выводах CDL-AD (2010) 003 от 16 марта 2010, CDL-AD (2010) 026 от 18 октября 2010, CDL-AD (2011) 033 от 18 октября 2011 года, в которых Венецианская Комиссия рекомендовала внести изменения в Конституцию Украины.

    Таким образом, предложенный законодателем прогрессивный шаг, направленный на преодоление коррупции в правосудии, обеспечения законности и равенства сторон судебного процесса может стать одним из действенных механизмов в этом процессе лишь при условии комплексных и системных изменений законодательства о введении на постоянной основе беспристрастной квалификационной аттестации судей.

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.