В конце мая 2014 Еврокомиссия согласовала переход ко второму этапу либерализации визового режима между странами ЕС и Украиной, поскольку, по мнению экспертов Еврокомиссии в Украине созданы все необходимые законодательные, политические и институциональные рамки, соответствующие требованиям первого этапа либерализации визового режима.
Юрист Goldblum and Partners Дмитрий Набугорнов предполагает, что сегодня Украина готова к переходу ко второму этапу, в рамках которого Еврокомиссией будет проверяться эффективность и надежность выполнения введенных изменений государственной политики.
Так, одним из основных требований для введения безвизового режима для краткосрочного пребывания украинского на территории ЕС, является внедрение в Украине обращения биометрических паспортов, выданных в соответствии с европейскими стандартами ИКАО. Таким образом, безвизовый режим будет распространен на тех граждан Украины, которые получили паспорт гражданина Украины для выезда за границу, содержащей бесконтактный электронный носитель, в частности, с их биометрическими данными. Следует обратить внимание, что граждане Украины, имеющие паспорт гражданина Украины для выезда за границу старого образца не ограничиваются в правах относительно свободного перемещения по территории ЕС, однако, в таком случае им все же придется проходить процедуру получения виз, которую, кстати, на сегодня значительно упрощена.
Положениями Закона Украины «О Едином государственном демографический реестр и документы, подтверждающие гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» установлено, что паспорт гражданина Украины для выезда за границу выдается заявителю не позднее чем через 30 календарных дней со дня оформления заявления-анкеты на его получения или не позднее чем через 10 рабочих дней со дня оформления заявления-анкеты на его срочное получение. Учитывая настоятельную необходимость обеспечения соответствующих государственных органов специальными техническими средствами для реализации положений относительно получения и обращения паспортов граждан Украины для выезда за границу нового образца, и значительного количества желающих получить такой документ, сегодня трудно спрогнозировать реальные сроки получения такого документа, поскольку он является нововведение не только для граждан Украины, но и для ряда государственных органов и, собственно, для самого распорядителя Единого демографического Реестра, которым осуществляется оформление таких документов.
Либерализация визового режима между ЕС и Украиной касается краткосрочных (до 90 дней) путешествий граждан Украины в страны ЕС, имеет ряд положительных тенденций, направленных на демократизацию и недискриминации человека по территориальному или национальному признаку. Так, к сожалению, нередки случаи, в которых, при подаче украинской необходимых документов для путешествия по странам Европы и получения шенгенской визы, в получении такой визы в посольстве европейской страны отказывают, несмотря на наличие всех необходимых подтверждений.
На сегодня, с представителями Еврокомиссии обсуждается вопрос введения еще более простой процедуры получения украинцами долговременных и многократных виз. В первую очередь нововведение коснется студентов, учащихся, научных деятелей и так называемых «бизнес-виз» для представителей соответствующих субъектов хозяйствования.
Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документы, подтверждающие гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» содержит ряд пробелов, на которые неоднократно обращали внимание европейские независимые эксперты. Это, прежде всего, касается единого распорядителя Реестра, оперирует всеми персональными данными.
С целью выполнения рекомендаций экспертов по усилению защиты персональных данных, положением указанного Закона в мае 2014 изменились. Теперь, распорядитель Реестра осуществляет мероприятия по защите целостности баз данных Реестра, их технологического и программного обеспечения, защиты информации Реестра от случайного или незаконного уничтожения, искажения, потери, несанкционированного предоставления или доступа. Внесенная в Реестр информация является конфиденциальной. Неразглашение конфиденциальной информации гарантируется государством. Сбор, хранение, использование и защиту информации, содержащейся в Реестре, осуществляются в соответствии с законом. Лицам, работающим с базами данных Реестра, запрещено требовать, обрабатывать и использовать любую информацию, не предусмотренную настоящим Законом.
В то же время, как свидетельствует практика стран Прибалтики, в частности, Эстонии, несмотря на волнение и настороженность общества при введении аналогичной информационной системы ведения персональных данных, в этой стране распорядителем соответствующего государственного реестра также определена государственная компания, которая осуществляет его поддержку и работоспособность. На сегодня же, рядовые граждане и представители власти крайне довольны таким «цифровым шагом в будущее», что значительно сокращает время и средства на совершение сделок, уплаты налогов, штрафов, получения документов и фиксирования юридических фактов.
e-news.com.ua