• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Через 2 года украинская энергосистема интегрируется в Европу

    Опубликовано: 2014-06-05 10:45:15

    Переход на новый уровень "отношений" с евроэнергосистемой позволит Украине нарастить экспорт тока в несколько раз. В этот раз Минэнерго обещает реализацию столь грандиозных планов за 22 месяца.

    Поставки тока вовне — одна из неотъемлемых составляющих украинских энергетических реалий. В стране наблюдается перепроизводство электроэнергии, и ее излишек необходимо продавать на другие рынки. И если в первой части интервью с замминистра энергетики и угольной промышленности Вадимом Улидой мы говорили о ситуации в Крыму и перспективах экспорта электроэнергии на полуостров, который пока не "заграница" и в экспорте не нуждается, то во второй главным вопросом стала возможность наращивания поставок тока в других направлениях.

    Последние несколько лет поставки украинского тока за рубеж находились в руках одной компании — энергохолдинга ДТЭК Рината Ахметова. Можно ли рассчитывать на скорую демонополизацию рынка экспорта электроэнергии?

    Я бы не говорил, что есть один человек, который управляет экспортом (до января 2014-го поставки осуществлялись только ДТЭК; в текущем году на рынок вышли также "Донбассэнерго" Игоря Гуменюка и государственное "Укринтерэнерго" — Ред.). В Украине экспорт может осуществляться любой компанией и доступ к сетям предоставляется на аукционе, в котором имеет право участвовать любая компания. Сам экспорт — это специфический бизнес. Если им кто-то хочет заниматься, нужно иметь соответствующий опыт, возможности и финансовые ресурсы. Были проблемы по проведению аукционов в прошлом году: определенные требования, которые ставились со стороны государственных компаний для участников аукциона, были не оправданы и создавали определенные препятствия. На сегодня разработан порядок ведения электронных аукционов, и я надеюсь, что в декабре мы не будем проводить традиционный аукцион с табличками, молотком и выборочным допуском, а европейский электронный аукцион, где компании могут участвовать без неоправданных требований относительно доступа. Он будет прозрачный и позволит повысить конкуренцию на этом рынке, а также даст возможность "Укрэнерго" получить дополнительные средства за конкуренцию вокруг этих сетей.

    Какие факторы не позволяли участникам конкурса полноценно принять в нем участие?

    Действующий порядок проведения экспортных аукционов несовершенен. Эти факторы не критичны, а просто создают дополнительные препятствия. Например, обеспечение финансовым ресурсом — гарантийный платеж, который достигал нескольких десятков миллионов гривень и, соответственно, не все компании могли осуществить этот платеж. С одной стороны это хорошо, так как к экспорту приобщались серьезные участники, с другой — это снижало конкуренцию. На мой взгляд, не должно быть никаких неоправданных препятствий, а условия доступа к аукционам должны быть объективными и отвечать тем требованиям, которые есть в других странах Европы.

    В прошлом году правительство высказывало пожелания организации ежедневных аукционов по экспорту. Сейчас рассматривается такой проект?

    Такой порядок уже подготовлен. Им предусмотрено проведение ежедневных аукционов вместе с месячными и годовыми. На ежедневный должна выставляться та мощность, которая не была реализована на месячных и годовых. Есть определенные вопросы по внедрению этой модели в нынешних условиях функционирования модели оптового рынка — сейчас это сделать невозможно из-за несоответствия правилам действующего рынка. Сейчас расчетным периодом является месяц, и ежедневная торговля не очень в это вписывается. Но, с учетом принятого в прошлом году нового закона по реформированию рынка ситуация изменится.

    На это повлияет внедрение системы "рынок на день вперед", предусматривающий ежедневное регулирование нагрузки?

    Да. Эта модель должна быть введена не позднее, чем в июле-2017. После проведения ряда мероприятий, предусмотренных этим законом, мы должны перейти на ежедневные аукционы.

    Какой прогнозный объем экспорта электроэнергии в 2014 году?

    В прошлом году он был на уровне 10 млрд кВт-ч, думаю, в этом году будет или на таком же, или больше. Сейчас, с учетом девальвации гривни, конкурентоспособность украинской электроэнергии несколько повысилась в Европе. Но на Запад экспорт ограничен техническими проблемами. Мы не можем передавать тот объем, который бы могли. Для экспорта применяются специальные схемы — Бурштынский энергоостров, направленная передача с Добротворской ТЭС. Они ограничены и сейчас полностью загружены.

    Но ведь мы можем наращивать поставки в другом направлении — восточном. Рассматривается ли вопрос экспорта электроэнергии в Россию?

    В РФ мы можем технически поставлять свою электроэнергию, но мы там никому не нужны, потому что у них есть своя генерация. Если россияне готовы покупать — пусть покупают. У нас есть избыток — 5,5 ГВт мощностей, половина из которых (за счет того, что они никогда и не использовались), уже почти не работает. Здесь вопрос экономический — в цене.

    Камень преткновения — двуставочный тариф (в РФ действует система платы за произведенную электроэнергию и отдельно за мощности)?

    Любые внешние цены — договорные между двумя субъектами. В России работает рынок электроэнергии с платой за мощность и с платой за электроэнергию. Это их внутренний рынок, какая нам разница? Этот вопрос к субъекту, который будет продавать электроэнергию. Все зависит от того, как он договорится — по двуставочному или по любому иному.

    Планируется ли строить новые сечения для экспорта электроэнергии в Европу для увеличения экспорта?

    Сейчас нашей приоритетной задачей являются евроинтеграционные процессы. На мой взгляд, главным проектом в сфере энергетики является интеграция энергосистемы Украины в страны ЕС — объединение нашей энергосистемы с системой ENTSO-E. Это нужно сделать, поскольку Украина имеет избыточные мощности — из 5,5 ГВт используется максимум 3 ГВт в пиковые периоды, например, зимой. Этот избыток мы можем экспортировать в Европу, но от Европы мы отделены. Для решения этого вопроса наши системы нужно "включить". У нас есть мощные связи с Европой общей пропускной способностью больше, чем с Россией. Но они разобщены и не используются.

    В начале 90-х, когда наша энергосистема работала параллельно с энергосистемами Европы — Польши, Венгрии, Словакии — Украина экспортировала около 30 млрд кВт-ч. Те мощности, линии электропередач, которые строились в Украине в советское время, адаптированы к передаче значительного объема электроэнергии на Запад. У нас построены 750 кВ-линии на Польшу, на Венгрию и Южную Европу в Варну (сейчас последняя не используется). Если объединить обе системы, это позволит загрузить украинских производителей тока — атомные блоки, тепловую генерацию, обеспечить поступление валютных средств и улучшить сальдо торгового баланса Украины.

    Что изменит интеграция систем в работе энергорынка?

    Это другие стандарты работы — выше, чем в СНГ, на которых работает Россия. Европейская система предусматривает повышенную энергетическую безопасность. Также объединение поспособствует привлечению инвестиций в отрасль — интеграция систем является технологической основой для экономического сотрудничества, построения общего рынка со странами Европы. Если мы "включим" энергосистему, любая станция, работающая в Украине, автоматически получит доступ на европейскую биржу электроэнергии и сможет ее продавать. За счет действующих в ЕС механизмов обмена, свопов и правил работы рынка, избыток электроэнергии может быть реализован в любой стране, вплоть до Испании.

    Могут ли при таких условиях выйти на рынок государственные генерирующие компании, такие, как "Энергоатом"?

    Бесспорно. Это поспособствует либерализации экспортного рынка.

    Почему данный режим работы до сих пор не введен?

    Первая инициатива по интеграции энергосистемы Украины в Европу была принята в 2000 году, в рамках программы интеграции в Европейское энергетическое сообщество, подписанной экс-президентом Леонидом Кучмой. С тех пор работа велась очень медленными и неудовлетворительными темпами, во многом из-за политической блокировки, ведь фактически это интеграция экономики, движение в сторону Европы. За это время практическим шагом стало в 2002 году интегрирование Бурштынского энергоострова. Но мы так и остановились на стадии "одной ногой в Европе, а одной в СНГ". В 2006 году мы подали заявку на вступление в ENTSO-E с поддержкой со стороны Европейской комиссии, а в прошлом году был подписан совместный проект "Украина-Молдова-Румыния" по исследованию мероприятий, которые обеспечат интеграцию украинской энергосистемы. Это стандартная процедура. Сейчас мы начали реализацию этого проекта с задержкой в 8 месяцев — в Минэнерго уже создана соответствующая рабочая группа по координации этих мероприятий.

    Какие сроки имплементации этих мер?

    22 месяца. Это приоритетный проект, в рамках которого будут проводиться мероприятия "подстройке" сетей и генерации, например, установка частотных регуляторов на электростанциях. Впервые Минэнерго готово взять на себя обязательства по интеграции в европейскую энергосистему менее чем за три года.

    Экспорт тока несколько облегчает нагрузку на сети, но не полностью. В Украине наблюдается нехватка маневренных мощностей, в том числе и гидроаккумулирующих. Какие шаги может предпринять государство для разгрузки энергосистемы?

    В Украине гидростанции составляют 7,8% в общем балансе — в прошлом году было произведено 13,7 млрд кВт-ч. Этого очень мало — для прохождения пиковых режимов работы энергосистемы не хватает маневровых мощностей. Блоки тепловых электростанций вынуждены останавливаться на ночь, на выходные. При этом наблюдается и недозагрузка атомных станций из-за того, что они работают, как базовая генерация — когда потребление падает, их выключают на длительный срок.

    АЭС нельзя отключить на день — минимум на месяц. Если есть "провал" в потреблении, АЭС выключаются, что приводит к уменьшению коэффициента использования мощностей и, соответственно, к финансовым убыткам оператора (НАЭК "Энергоатом" — Ред.).

    Есть два пути выхода из этого положения и они должны быть параллельно реализованы. Это строительство маневровых мощностей, в первую очередь, гидравлических. Дешевого газа у нас нет — паро-газовые могут также использоваться для разгрузки системы, но сейчас их не стоит строить. Помимо этого необходимо выравнивание графика потребления за счет стимулирования потребления ночью и уменьшение потребления в пик при помощи экономических рычагов. Пиковая электроэнергия у нас и так стоит дороже, чем ночная, но я считаю этот показатель недостаточным. Необходим пересмотр ценовой модели рынка для стимуляции покупки энергии ночью, и разница между пиковой и ночной электроэнергиями должна увеличиваться.

    По Вашему мнению, каким должен быть тариф? Например, ночной?

    Здесь речь идет даже не о тарифе, а о механизме формирования самой цены на электроэнергию. Например, если не хватает мощностей, включается самая "дорогая" станция, простаивающая остальное время. При этом все расходы по ее запуску переводятся на то небольшое количество киловатт-часов, которые она производит в пиковый период. Соответственно, тариф растет.

    С одной стороны, это стимулирует потребителей переходить на ночные смены, вводить новые технологии производства — ночью, с другой стороны, это дает экономический стимул — цена на пиковую электроэнергию будет большая — для развития тех же гидроаккумулирующих станций, которые ночью потребляют электроэнергию, закачивая воду в резервуары, а продают ее по рыночным ценам в пик. Это самовыравнивающийся механизм. Если он будет действовать по рыночным правилам, не нужно будет даже устанавливать никаких тарифов.

    В каком состоянии сейчас проекты по построению новых гидромощностей?

    Сейчас "Укргидроэнерго" (управляющая компания украинских ГЭС и ГАЭС — Ред.) строит несколько проектов. Прежде всего, это Днестровская ГАЭС — первая очередь в три гидроагрегата общей мощностью в 972 МВт (3х324 МВт), два гидроагрегата уже введены, еще один планируется закончить к середине 2015 года. Это масштабный проект, который начинался еще в 1983 году. Его полная проектная мощность составляет 2947 МВт в насосном режиме — это одна из крупнейших станций в Европе. Но финансирование перестало осуществляться в 90-х годах, и до 2004 года строительство простаивало. В 2006 году был утвержден проект. Общая стоимость первой очереди — 11 млрд гривень, большая часть этих средств получена из "собственного кармана" компании, тарифа, за счет привлечения кредитов. Остаток по состоянию на сейчас составляет около 3 млрд гривень, и должен быть профинансирован в 2015 году.

    Помимо этого разрабатывается проект реконструкции Каховской станции — есть возможность нарастить производство электроэнергии и ее использование. Также в стадии проработки крупный проект — строительство Каневской ГАЭС. Он тоже рассматривался еще в советское время и сейчас заморожен. По этому проекту ведутся переговоры с международными финансовыми организациями. Общая стоимость постройки этой ГАЭС составляет около 12 млрд гривень. В нынешних условиях мы рассчитываем на средства Мирового или Европейского банка реконструкции и развития под низкую процентную ставку, которая обеспечит низкую нагрузку на потребителей. Благодаря этому, станция фактически будет самоокупаемым проектом.

    Вадим Улида, заместитель Министра энергетики и угольной промышленности Украины

    Инф. delo.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.