Завод "Электротяжмаш" вопреки общему падению отрасли пытается удержаться в прибыли. По мнению руководства завода, продвижение на внутреннем рынке может помочь с падающим экспортом, но без помощи государства не обойтись.
За I квартал текущего года украинское машиностроение, по данным Госстата, показало сильнейший спад в сравнении с другими отраслями промышленности — 17,6% относительно аналогичного периода предыдущего года. Немалую лепту в это внесло снижение экспорта продукции из страны из-за обострения торговых отношений с Россией. И хотя аналитики утверждают, что украинские машиностроители более чем наполовину зависимы от поставок в РФ, некоторые представители отрасли умудряются удерживаться на плаву. Харьковское госпредприятие "Электротяжмаш" (ЭТМ) — один из крупнейших в мире производителей турбогенераторов и тяговых электродвигателей — в их числе.
Первый заместитель директора ГП "Завод "Электротяжмаш" Дмитрий Костюк утверждает — кризис на госпредприятии пока не отразился, однако прогнозировать, как завод закончит текущий сложный год, не берется.
Насколько с начала года снизилось производство продукции и количество заказов? Сформирован ли полностью портфель на текущий год?
Спада производства на сегодняшний день пока нет. Напротив, есть рост: объем производства за 4 месяца 2014 года превысил на 40% показатель этого же периода прошлого года.
По итогам прошедшего года, порядка 35% в общем объем объеме продаж занимали гидро- и турбогенераторы, чуть более 63% — электротяговое оборудование и 2% — услуги. В тяговом производстве цикл изготовления продукции очень короткий, поэтому заказы поступают постоянно. На текущий год портфель заказов был сформирован заранее и теперь выполняется. В турбогенераторном производстве цикл изготовления продукции исчисляется месяцами. На этот год у нас запланирована доработка ранее полученных заказов.
Какое состояние финансирования предприятия? Есть ли проблемы с получением государственных денег, или завод сейчас пребывает на самообеспечении?
Предприятие является не просто самоокупаемым, а прибыльным (в 2013-м здесь рассчитывали получить около 2 млрд грн выручки — Ред.). Завод не получает денег от государства, а наоборот, наполняет госбюджет благодаря эффективной хозяйственной деятельности. Мы платим налоги и иные предусмотренные законодательством платежи в бюджеты всех уровней, а оставшиеся деньги используем на текущие нужды завода и его развитие.
Какова экспортная структура поставок продукции предприятия? Насколько предприятие зависимо от заказов из РФ?
В первом квартале 2014 года мы поставляли продукцию в Россию, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Чехию и Болгарию. Поставки в РФ составляют около 40% от общего объема продаж.
Намерен ли завод переориентировать свои продажи на другие страны? Какие шаги со стороны как промышленности, так и правительства для этого нужны?
Сейчас мы сотрудничаем с нашими постоянными партнерами в разных государствах, в Украине в том числе. В то же время мы интенсивно работаем над тем, чтобы выйти на новые рынки — участвуем в международных выставках, встречаемся с потенциальными покупателями во многих регионах мира, проводим переговоры. Из стран ближнего зарубежья наибольший интерес у нас, помимо России и Казахстана, вызывает Узбекистан. Из дальнего зарубежья — Индия, Мексика, Панама и Бразилия.
Для продвижения нашей продукции на внешних рынках нужна, безусловно, поддержка государства. Это мировая практика. Я имею в виду и механизмы торгово-экономических миссий, торгово-промышленных палат и работу посольств, направленную на популяризацию отечественных производителей.
Для успешной работы на внутреннем рынке для нас, как и для любого крупного промышленного предприятия, важно эффективное и оперативное взаимодействие с профильными министерствами и местными органами власти. Можно сказать, что сейчас как раз идет процесс отладки такого взаимодействия.
После смены структуры подчинения министерствам (Министерство промышленной политики было передано в состав Министерства экономического развития и торговли) насколько изменились условия для сотрудничества с властями?
За последнее время произошла не одна реорганизация правительственных структур, которым подчиняется "Электротяжмаш". На работе нашего предприятия переподчинение различным министерствам и ведомствам существенно не сказывается, разве что вносятся коррективы в некоторые процедурные аспекты нашей деятельности.
Дмитрий Костюк, первый заместитель директора ГП "Завод "Электротяжмаш"
Инф. delo.ua
e-news.com.ua