Между странами Азии с растущей экономикой обостряется борьба за энергетическую безопасность.
В частности, большой интерес к нефтегазовым проектам СНГ, и России в том числе, проявляет Китай. Все поставки российской нефти в Китай проходят через Транссибирскую магистраль. Существующие объёмы поставок российской нефти не достаточны для удовлетворения потребностей Китая, темпы роста экономики которого составляют около 9.5% в год.
В августе т.г. китайский премьер Вэнь Цзябао посетил Москву со специальным визитом, целью которого было убедить президента В.Путина пересмотреть стратегию России в отношении строительства сибирского нефтепровода направлением на Японию в обход китайской территории. Кроме того, правительство Китая одобрило строительство двух нефтепроводов по маршруту Великого шёлкового пути, что поможет стране обеспечить импорт энергоносителей и ослабить транспортную напряжённость. Один из этих нефтепроводов планируется построить до Казахстана, что станет большим шагом к улучшению энергетической безопасности Китая.
Проблема заключается в том, отмечает агентство, что Китай - не единственная страна в регионе с растущими энергетическими потребностями. Индия - ещё одно государство, которое всё в большей степени становится нетто-импортёром нефти, и конкуренция между двумя странами с самой большой численностью населения за нефтегазовые ресурсы на постсоветском пространстве усиливается.
Сейчас индийская компания Oil & Natural Gas Corp. и китайская National Petroleum Company вместе с Sinopec участвуют в торгах с целью приобретения PetroKazakhstan, канадской компании, владеющей нефтяными месторождениями в Казахстане. Ежегодная потребность Индии в нефти составляет 114 млн. т, из которых лишь 25% обеспечивает собственная добыча страны.
Учитывая прогноз о том, что численность населения Индии, в настоящее время превышающая 1 млрд. человек, к 2030 г. увеличится до 1.4 млрд. (прогнозируется, что к этому времени Индия опередит Китай, страну с самой большой численностью населения в мире), спрос на электроэнергию в Индии резко увеличится с нынешних 120 тыс. МВт до примерно 400 тыс. МВт. В результате доступ к горючим полезным ископаемым станет жизненно важным.
Другой причиной для обеспокоенности в отношении энергетического сектора Индии является то, что страна не имеет общих границ ни с Россией, ни с Казахстаном, в отличие от Китая, граничащего с обоими государствами. Поэтому поставки нефти в Индию должны проходить через гористую местность политически нестабильных стран Центральной Азии.
На текущий момент российское правительство испытывает трудности с принятием решения о том, кому предоставить столь важный доступ к нефтегазовым поставкам. При этом Россия просто не добывает столько нефти, чтобы обеспечить поставки по двум отдельным трубопроводам: и в Китай, и Японию, не говоря уже об Индии.
Возможно, состояние замешательства, в котором находится Москва, является одной из причин, по которой правительство медлит с принятием решения о строительстве новых нефтепроводов. По мере того как экономический рост Китая и Индии набирает обороты, попытки оказать влияние на Москву со стороны этих стран активизируются.
ИC «Минерал»
e-news.com.ua