Корреспонденты «Сегодня» спустились под асфальт и узнали, как живут настоящие «люди-кроты»: они рискуют жизнью, верят в Черного диггера и помогают городу.
О диггерах ходит множество слухов и легенд, но на самом деле они — обычные люди, просто однажды, как рассказывают сами ребята, «кто-то увидел дыру в земле и полез внутрь». Само слово «диггер» происходит от английского «to dig» — углубляться под землю, копать — и означает «жаргонное определение увлечения, которое состоит в исследовании искусственных подземелий». Изобрел термин основатель и лидер российского и международного движения «копателей» Вадим Михайлов. В России диггерство официально запрещено. Зато в Украине — все легально.
ОПАСНОЕ ХОББИ. Если вы хотите пойти в подземелья, найдите проводника. Он объяснит, куда идти, как одеваться, что брать с собой. Проводника можно найти на «АКИСе» (ACIS, «Система исследования антропогенных пещер») — неформальная организация, объединяющая всех исследователей подземелья. В организацию берут всех желающих. Мы познакомились с Денисом Ивановым — он ходит под землю больше 10 лет, водил туда экскурсии (около 100 грн) и является профессиональным диггером. Он берется вести нас по Клову — одному из крупнейших коллекторов, который проходит под НСК «Олимпийский» и Крещатиком.
Вход в подземелье находится недалеко от станции метро «Олимпийская» — огромная бетонная пещера. Рядом — офисное здание, возле него много людей. Коллектор никто не охраняет. У входа надписи, сделанные в основном черной краской: «Здесь вход в другой мир», «Включи фонарь! Надень химзащиту!»
Денис, облачаясь в рыбацкие заброды и проверяя свой фонарь, рассказывает о подземельях:
— Условно искусственные сооружения можно поделить на три части — подвалы жилых домов и метро, ливневые коллекторы и дренажные системы. Дренажные системы обычно самые красивые и запутанные. Большинство из них находится на правом берегу, в холмах. Таких известно 102 — от 50-метровых и до 10-километровой Аскольдовой системы.
Мы входим под землю. В ливневке поначалу страшно. Темно, шумит вода, сверху капает, под ногами хлюпает. Мы проходим к соединению тоннелей. Там — предупреждение о том, что в Клове погибли четыре человека и нужно быть предельно осторожным. На стене висит тяжелая мемориальная доска памяти погибших.
— Здесь, — Денис показывает на доску, — в 2008-м погибли двое ребят. Во время ливня вода заливает все, до потолка за секунды. А течение остается очень быстрым. Ребятам не хватило полминуты, чтобы выбраться. Их было четверо, начался ливень. Двое успели вылезти через люк, а еще двое — парень и девушка — замешкались, собирая фотоаппаратуру. И потеряли драгоценное время. Если вода повышается, надо выскакивать наверх. Мемориальную доску поставили на месте их предполагаемой гибели — фотоаппарат потом нашли, сохранились кадры.
«ЗВЕЗДНОЕ НЕБО». Идем дальше. Дно уходит вниз, я скольжу, ботинки заливает вода, ее здесь — выше коленей. Это у стенки, по центру тоннеля глубже. Дно песчаное. Дальше бредем по колено в воде несколько десятков метров. Выходим на «твердую землю».
— Здесь будь осторожен, — предупреждает проводник. — Дно старое, река вымыла русло, бетон потрескался, есть большие ямы. Можно порезать ногу об острые края или застрять в трещине.
Ведем светскую беседу о подземной этике и правилах.
— Главное правило любого диггера: залезая куда-либо, подумай, как будешь оттуда вылезать. А еще существует подземная этика, — Денис проползает под трубой. — Во-первых, оставь после себя все так, как было: не ломай сталактиты, не дергай рубильники и краны. Во-вторых, не мусори. И третье правило: зимой в дренажки лучше не ходить, потому что там спят летучие мыши. Они греются, а мы стараемся животных не пугать.
Кроме летучих мышей, под землей живут крысы и комары. Комаров тучи, они не кусаются, но лезут в глаза и уши.
— В Клове зимой потрясающе. На потолке мерзнет конденсат, и ты будто идешь под звездным небом, в свете фонаря каждая капелька, как маленькая искра света, — говорит Денис.
Я поднимаю голову вверх, фонарь ударяется о свод — и отражается десятками тысяч маленьких звездочек. И так, пока хватает света, будто кто-то взял и рассыпал по потолку маленькие фонарики.
Путешествие под центром города занимает час-полтора, все зависит от скорости и желания смотреть по сторонам — здесь много труб, некоторые большие, вполне может пролезть человек, большинство — маленькие. Временами страшновато. На обратном пути свет моего фонаря выхватывал пару-тройку стоящих у стены фигур, которые оказывались трубами или мусором.
— У нас есть своя легенда о Черном диггере, которого под землей лучше не поминать, потому что он придет и напакостит: фонарик разобьет, камень на голову сбросит, — улыбается Денис. — Только перекочевало все из спелеологии и альпинизма, где тоже есть свои Черные спелеологи и Черные альпинисты. Особой мистичностью киевские подземелья не отличаются.
Спасли «парус»
Диггеры сотрудничают с «Киевводоканалом» и «Киевавтодором». «Налаживали сотрудничество с 2005 года, когда обнаружили крупную аварию в коллекторе реки Глыбочицы. Коммунальщики пытались выяснить, кто мы такие и что там забыли. И только в 2011 году начали работу с «Киевводоканалом» и «Киевавтодором». С тех пор диггеры устранили четыре крупных провала дорог — на Щербакова, Дружбы Народов и Гонгадзе. Целой осталась улица Мечникова, там едва не провалился коллектор реки Клов в нескольких метрах от крупнейшего бизнес-центра «Парус». Ребята сообщили «Киевавтодору», а те уже установили железные подпорки», - говорит Михаил Сторожук. Кроме этого, по словам Сторожука, над Дарницким коллектором находится дом на Харьковском шоссе, а над Песчаным ручьем — хрущевка на проспекте Победы. Там проблем нет.
Виктория Яковлева, советник главы правления «Киевводоканала» по информационной политике, видит в сотрудничестве с диггерами позитив. «Мы работаем с ними около трех лет. Главное, в чем они помогают «Киевводоканалу» — обнаружение незаконных врезок. Зачастую в частном секторе. Нарушители — кафе, заправки, автомойки, которые своими отходами загрязняют Днепр, — рассказывает Яковлева. — Совсем недавно с помощью их сообщений устранили переполнение коллектора на Овруцкой, раньше забился коллектор на Лейпцигской — это недалеко от нашего центрального офиса, но диггеры заметили аварийную ситуацию первыми».
Шпионы и клады
В начале двухтысячных под Киевом прошел кладоискательский бум. В Глыбочицком коллекторе лежала железяка. О нее спотыкались все, чертыхались и шли дальше. А потом диггер по кличке Монах достал металлический прямоугольник, протравил его, и выяснилось, что это православная чеканная икона, которая каким-то чудом попала под землю. Диггер оставил ее себе, но желающие ее купить давали от $500. После этого все железяки тщательно исследовали, но кроме строительного мусора никто ничего не нашел. «Основные находки — то, что попадает в ливнестоки, — говорит Денис Иванов. — Монеты, кольца, подвески. Но это редкость, большинство «добра» смывает в Днепр».
Еще одна история связана со шпионажем и терроризмом. Как-то бродила группа диггеров по ливнестокам, устали, увидели люк — решили подняться на поверхность. Открыли люк и оказались под стволами автоматов, потому что люк находился на территории посольства США, а на календаре — 19 сентября 2001 года, то есть — после теракта 9/11. Работники посольства оказались людьми благосклонными, так что после допросов (с участием украинских правоохранителей) ребят отпустили.
А на левом берегу в коллекторе катаются на резиновых лодках — уровень воды стабилен, около полуметра. Однажды местные, увидев группу людей в спецкостюмах и с лодкой, которые лезли под землю, вызвали милицию. Правоохранители полезли в люк, встретились с диггерами, те объяснили: исследуем коммуникации на предмет аварий. И были отпущены с миром.
Метро не сломают
В метро диггеры ходят. Но — на свой страх и риск, поэтому редко. Подземка тщательно охраняется и может быть опасной — там много проводов под высоким напряжением. Как объяснил «Сегодня» один из лидеров киевского диггерского движения Михаил Сторожук, с метро сотрудничать нет поводов: «Это сложная и серьезная структура, слаженно и исправно функционирующая. Проникновение в метро запрещено законом. Есть отдельные диггеры, заходящие в тоннели метро ради красивых фотографий, но это исключение из правил». В пресс-службе метрополитена говорят, что от проникновения подземка максимально защищена. «Все входы в метро закрыты решетками и дверями с максимально надежными запорами, — объясняет глава пресс-службы Киевского метрополитена Наталья Шумак. — Но если человеку очень хочется попасть в наши коммуникации, он делает это вандальским образом: замки срезаются или сбиваются. Однако дальше стоят датчики и, как только они срабатывают, на место проникновения выходит военизированная охрана и милиция». Диггеры ходят в метро нерегулярно — бывает, два-три раза за пару дней, бывает — несколько раз в месяц, бывает — «посетителей» нет месяцами. «Нарушить работу метрополитена диггеры не смогут, — подчеркивает Наталья Шумак. — А вот пострадать — запросто, так что наши датчики, скорее, охраняют их самих, а не нас».
Подземная угроза
Милиция диггеров не трогает, потому что законом это занятие не запрещено. Сами диггеры тоже стараются с правоохранителями не ругаться. «С милицией общаемся. Часто нас останавливают когда мы открываем люки на улицах перед спуском под землю. Иногда, если кто-то из диггеров замечает под землей прорыв теплосити или другую аварию, он сообщаем об этом ребятам «наверх». И им, чтобы проверить информацию приходится выставлять аварийные знаки и открывать люки прямо на проезжей части. Вот милиция и подходит. Но после объяснения, кто мы и что делаем, нам желают удачи и едут дальше. Недавно вызывал милицию, чтобы зафиксировать сброс токсических отходов. Приехали, составили протокол», — говорит Михаил Сторожук.
Остается еще один вопрос: возможная угроза терроризма. Теоретически можно войти в тот же Клов и нанести вред наземным сооружениям. А ведь он проходит под Олимпийским стадионом, Крещатиком и Майданом Незалежности (один из выходов из Клова находится прямо на площади). Диггеры уверяют: карт подземелий (а это — главное для любого злоумышленника) в свободном доступе нет. «Планы подземелий Киева хранятся в «Киевавтодоре» и «Киевводоканале» и к распространению запрещены. У нас есть планы по некоторым участкам и самостоятельно составленные карты и схемы, но кому попало их не раздают. Чтобы увидеть карты, нужно быть диггером не один год и получить статус», — подчеркивает Михаил. Что касается преступников, которые могут сбежать от милиции под землю, такого диггерское сообщество не помнит. К тому же, 80% коммуникаций — это узкие лазы и трубы, в которые человек не пролезит.
В столичной милиции уверяют: террористов задержат. Глава пресс-службы МВД Киева Ольга Билык рассказывает, что правоохранители проверяют территорию, в том числе и подземные коммуникации: «Перед важным событием с участием большого количества людей или первых лиц государства территория проведения тщательно осматривается. В том числе и подземные коммуникации — туда спускаются наши сотрудники. Особенно если существует потенциальная опасность нападения или же соответствующая оперативная информация». Так что потенциального террориста обещают найти и обезвредить. Что касается беглых преступников, то, как и диггеры, милиционеры говорят, что такого пока не было.
Правила безопасности в подземке:
1. Нельзя заходить в коллекторы рек и сеть ливневой канализации во время ливней, в дождливую погоду.
2. Нельзя находиться в коллекторах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и курить.
3. Запрещено спускаться в коллекторы в одиночку, необходимо всегда поддерживать связь с другими: перекрикиваться, использовать рацию и мобильные, где есть сигнал.
4. Первый раз нужно идти с опытным диггером (либо после консультации у такого человека).
5. Перед походом обязательно предупредить кого-то на поверхности о своем спуске и маршруте.
6. Внимательно следите за загрязненными реками — там могут появляться вредные испарения или газы. Если есть хотя бы подозрение — срочно поднимайтесь на поверхность! В идеале — берите с собой противогаз, респиратор или шахтерский самоспасатель.
7. Обращайте внимание на отметины уровня воды (по стенам). Если уровень подозрительно низкий — выше по течению могут быть закрыты шлюзовые заслонки, которые внезапно могут открыть.
8. Перед спуском учтите: самые большие и опасные повышения уровня воды вызываются ливнями или аварийными сбросами. Также на уровень воды влияют весенние паводки, зимняя оттепель, затяжные дожди и засоры.
9. Во время похода запоминайте и записывайте, где находятся люки, ведущие на поверхность, — для экстренной эвакуации. Старайтесь заранее узнать, что находится на поверхности — это поможет при эвакуации.
10. При передвижении по коллектору будьте осторожны и внимательны! Следите за дном (проверять глубину лучше веревкой с грузом или шестом) и потолком (оттуда может свисать арматура, лестницы и так далее).
11. Тщательно проверяйте экипировку перед спуском. Особенно — свет, средства связи, веревки.
12. Будьте благоразумны. Не поддавайтесь панике.
Источник
e-news.com.ua