Каждый уикенд в Одессе собираются страстные коллекционеры раритетных монет. Эти люди называют себя больными нумизматикой. Правда, если для некоторых коллекционирование — всего лишь хобби, то для других — способ заработать. Потому при знакомстве, как правило, они не называют свои имена и фамилии и не распространяются о личных коллекциях. На таком собрании нумизматов-любителей побывала газета «Сегодня».
На сходке действует негласный закон: дорогие монеты из собственных коллекций туда не приносить, а на показ выставлять только дубли. Сделки с ценным товаром — крайне законспирированны. «Здесь вы вряд ли найдете что-то редкое. Для этого люди сперва узнают, что у кого появилось, договариваются заранее и встречаются тет-а-тет для обмена или продажи. Здесь все для аматоров и любителей», — признается заядлый коллекционер Валерий Гречановский. По его словам, на черном рынке больше всего охотятся за царскими монетами в хорошей сохранности: «Монеты эпох Ивана IV, Петра I, Екатерины, Елизаветы, Николая I и Николая II. Такие монеты могут стоить от 1000 грн до $1000, если им, к примеру, более 300 лет. Но все зависит от тиража».
МЕДАЛИ. Кроме монет в ходу наградные знаки, ордена и медали. «Очень ценным и редким здесь считается «Отличник НКВД» — им вообще мало награждали. К тому же было это в 1930-х годах, мало кто, отличившись, пережил последующие зачистки. О таких вещах коллекционеры договариваются лично. Цена может достигать 300 тыс. грн. А вот флотский «Орден Ушакова» времен Великой Отечественной (между прочим, одна из самых больших военных редкостей) может стоить в 10 раз дороже — порядка $300 тыс.», — говорит Валерий Грячановский, для которого пристрастие к нумизматике началось, как и для многих советских мальчишек, именно с наград. У него в коллекции более тысячи советских и иностранных медалей, орденов и знаков отличий. «Мы все с детства любили разные войнушки, а тут тебе медаль в руки досталась. Так и развивается эта «болезнь». У меня, к примеру, есть очень редкие шведские ордена. Но моими любимыми остаются, те которыми лично наградили», — рассказывает Анатолий Валентинович, показывая орден «Красное знамя».
РЕДКОСТИ. В маленьком зале для встреч всего несколько столов, и чтобы занять положение поудобнее, многим коллекционерам приходится приходить заранее. «Я сюда прихожу пораньше, чтобы место получше занять. А тут все уж слетелись, как коршуны. Я выкладываю свои богатства на всеобщее обозрение, мы обмениваемся, делимся историями, иногда удается что-то продать», — признается 70-летний Николай Иванович. Начал собирать монеты со школы, и в деле уже более 35 лет. К нему, как к ветерану, все обращаются за советом. Говорит, главное, что смекнул участник сходок — не приносить с собой ценности и не давать их в руки посторонним. Причем не доверяют тут зачастую не только чужим, но и своим. «Прошлым летом к нам пришел один парень и принес медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» (награда Российской империи, за бой при Чемульпо в Русско-японской войне, ориентировочная стоимость — $20 000. — Авт.), их в мире всего 697. Тут ажиотаж начался, один из собирателей чуть не обменял всю свою коллекцию на эту медаль. Проверили, а она оказалась подделкой, но очень качественной», — рассказывает Михаил Иванович. К слову, здесь у каждого в руке — лупа. Кроме того, чтобы определить, подлинник ли перед ними, монету взвешивают и измеряют диаметр. На цену влияет и состояние артефакта: царапинка или трещинка может снизить стоимость втрое. «Чем меньше монет выпустили, тем она дороже. Но угадать, каков спрос, тяжело: если монета никому не нужна, то и стоит — копейки. Если бы принесли сюда Константиновский рубль (выпустили ограниченным тиражом во время междуцарствия 1825 года), то все бы за него передрались, могли бы за нее и квартиры продать, и машины. Ведь их в мире всего шесть штук», — рассказывает коллекционер, представившийся Аристархом. Настоящее имя не хочет называть из-за опаски огласки. Люди на таких тусовках, все как один, скрытные. Один из членов клуба анонимно признался, что дело здесь — в больших деньгах, которые зарабатывают на черном рынке. «Это они врут все, что обмениваются, деньги они тут зарабатывают. Просто мы все милиции боимся, придут и скажут — делитесь. Или воры какие прознают о ценностях. Тут пытаются заработать, покупают у обывателей редкие монеты за бесценок, а потом перепродают», — признается коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. В это время двое из собирателей вышли из зала в коридор. Оглядевшись по сторонам, мужчины перешептываются, затем один из них достал монету, завернутую в бумагу, а второй пристально рассмотрел ее под лупой. Посовещавшись, второй протянул собеседнику конверт, а монету оставил себе. «Бывает, что под шумок продают очень редкие монеты. Но в основном здесь расходится товар стоимостью до 1000 грн. Например, монеты, выпущенные в СССР в 1947 году, цена которых стартует от $10 000, вы тут никогда не увидите», — рассказывает наш собеседник.
КОПЕЙКИ – НА ВЕС ЗОЛОТА. Кроме старинных монет, среди нумизматов в цене редкие разменные украинские монеты. По словам любителей, большая часть экспериментальной «мелочевки», выпущенной на Луганском станкостроительном заводе, с которого начинался тернистый путь украинского Монетного двора, прочно осела у коллекционеров. К примеру, не сыскать сегодня не утвержденную к выпуску латунную 15-копеечную монету. Зато можно выловить из обихода копейки другого номинала, вышедшие ограниченным тиражом: за 50 копеек 2003 года на интернет-аукционах сегодня просят 500—600 гривен, а за 25 копеек того же года — больше 800 гривен. «У меня в жизни была сложная ситуация, когда за 25 копеек ограниченной серии, которые были у меня единственными деньгами на то время, я сделал базар, накупил продуктов и благодаря этому выжил. Вы их вряд ли найдете у себя в кошельке или получите ими сдачу в магазине. Для обихода это большая редкость», — рассказывает коллекционер Александр. В большинстве же монеты, отчеканенные в суверенной Украине, продают в среднем за 100—500 гривен: с измененным или смещенным рисунком печати, слизанным ободом и даже фальшивые.
e-news.com.ua