Конечно, жизнь на территории Сум и Сумщины в период оккупации не прекратилась. Но немцы взялись менять ее на свой лад. Например, это касалось сферы образования. Школа должна была выполнять роль «перевоспитания» населения.
Достаточными для покоренных народов немцы сочли четырехклассные школы, а также профессиональные ремесленные и сельскохозяйственные школы «с ограниченными заданиями». Хотя, кроме начальных школ, в 1942 г. Сумской отдел образования решил создать две восьмиклассных гимназии – мужскую и женскую. Обучение было платным – правда, с целью охватить всех детей образованием плата за обучение в младших классах была вскоре отменена. Но, кроме «пряника», использовался и «кнут»: на родителей, которые не отдавали детей в школу, налагались крупные штрафы (150-300 крб. за каждого ребенка).
Сперва местная патриотически настроенная интеллигенция позитивно восприняла искоренение немцами всего «советского», видя в этом возможность пропаганды национальной идеи. Одним из руководителей украинского возрождения в Сумах стал учитель физики школы №4, член организации ОУН и руководитель Сумской организации (ранее запрещенной советской властью) «Просвита» Семен Сапун. Однако уже в 1942 г.
немцы поняли, что деятельность «Просвиты» не отвечает задачам немецкой пропаганды, призывая к устранению любого иностранного влияния (в т.ч. немецкого) и созданию «незалежної України». Деятельность организации была взята под контроль, а Сапун и еще несколько сумских ОУНовцев были казнены.
Инф.dancor.sumy.ua
e-news.com.ua