• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Путешествие по карте во времена Киевской Руси (Харьковская область)

    Опубликовано: 2013-02-11 02:15:24

    Не дающая покоя любознательная фантазия завела в дебри истории. Оказалось, что отсутствие достоверной информации породило массу гипотез, порой совершенно не совпадающих, в которых и запутаться не трудно. Достаточно упомянуть, что легендарную Шарукань известный историк Б.А.Рыбаков отождествлял с Донецким городищем. В местных краеведческих источниках этот город размещают в районе г. Изюм. Известный академик из Донецка А.Черных расположил его на левом берегу Северского Донца восточнее Красного Оскола. Еще ранее в нашем сюжете упоминалась версия Д.И.Багалея о расположении Шарукани между Чугуевым и Харьковом. При попытке хоть как-то прояснить для себя ситуацию с определением местоположения средневекового города Шарукань сформировалась собственная версия.

     


    Основным источником исторической информации, в котором впервые упоминался этот город, была «Повесть временных лет», первый летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии ХII века легендарным Нестором-летописцем и положенный в основу последующих летописных сводов. Естественно, наиболее точно и полно в летописи отражены события, произошедшие при жизни ее автора – время правления последнего самодержавного правителя Киевской Руси - Владимира Всеволодовича (Владимира Мономаха). Некоторое время спустя после его кончины наступила эра феодальной раздробленности. Относительно единая Древнерусская монархия разделилась на полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, управляемых федерацией наиболее сильных князей.
    В нашей истории с поисками местоположения Шарукани нельзя пройти мимо яркой личности Владимира Мономаха, поскольку многие его поступки подскажут нам путь поиска ответа на наш вопрос о местонахождении этого города.

     

    Рождение Владимира было следствием большой последней войны между Киевской Русью и Византией. Как и было принято в те давние времена для укрепления мира между Византией и Русью дочь византийского императора Константина Мономаха - Мария была выдана замуж за любимого сына Ярослава Мудрого - Всеволода. В 1053 году от этого брака родился Владимир, прозванный Мономахом, по родовому имени его матери. От матери и отца, по тем временам очень образованных людей (отец Владимира отличался образованностью, умом и любовью к книгам, известно, что он знал пять иностранных языков.) Владимир унаследовал острый аналитический ум. В 1054 году умер Ярослав Мудрый, на его место в Киеве сел старший сын Изяслав, а Всеволод получил Переяславль. Здесь и прошли детские годы и первая половина жизни Владимира.

     

    Именно в эти годы в степях происходила очередная смена кочевых народов. Печенеги отошли к Дунаю, их место заняли торки, а с востока надвигались многочисленные племена половцев. Самое южное на Руси Переяславское княжество приняло на себя первые удары нового более сильного, чем печенеги врага. Может быть, поэтому князь, сев на Киевский престол уже в зрелом возрасте, посвятил свою деятельность отражению половецкой угрозы. Вероятно, что еще в 15–летнем возрасте Владимир принял участие в первом походе на половцев в 1068 году, когда половецкие орды вторглись на Переяславские земли. Эта битва закончилась поражением, на речке Альте братья-Ярославичи – Изяслав, Святослав и Всеволод были разбиты ханом Шаруканем. Очевидно, рубец от позорного поражения на всю жизнь остался в сердце юного Владимира.

     

    Отец Владимира, человек образованный не был создан для войны (на старости лет Владимир вспоминал, что отец «не любил звука труб и топота коней»). Поэтому, с юных лет Владимир стал своеобразным мечем в руках отца, не владевшего военным талантом. В результате междоусобных войн изменилось положение Владимира. Надо отметить, что власть сама по себе никогда не была его целью в жизни. Страстью, которой он отдавался без остатка, были охота (причем охота на крупную дичь, своеобразный поединок равных соперников) и сражения с внешними врагами. Междоусобных конфликтов Владимир всегда старался избегать, идя на компромиссы. С 1078 по 1094 годы Владимир был «посажен» на княжество в Чернигове. Жизнь в Чернигове не была спокойной, он продолжал помогать отцу (воюя вместо него) в борьбе с внешними и внутренними врагами. Но борьба за власть была отвратительна душе Владимира. Когда в 1093 году в Киеве после продолжительной болезни скончался Всеволод, Владимир добровольно отрекся от престола в пользу двоюродного брата, Святополка Изяславовича, княжившего в Турове. Еще одним подтверждением нежелания боевых стычек с родственниками при дележе власти свидетельствует решительный политический шаг: Чтобы избежать братского кровопролития он добровольно отдал Чернигов жадному и наглому Олегу Святославовичу, вернувшись Переяславль. Долгих 20 лет – с 1094 по 1113 год княжил здесь Владимир. Все это время формировалась и закалялась в боях его дружина. Уже в первый год своего княжения в Переяславле он со своей дружиной разбил половецких ханов за р. Сулой. Во второй год, объединившись со Святополком Изяславовичем, одержал очередную победу над половцами. Главную роль в этих победах стала играть прекрасно вооруженная, обученная, быстрая, выносливая конная дружина Владимира Мономаха. В 1096 году военная кампания была неудачной для Киевского княжества, сильный половецкий хан Боняк захватил Киевские предместья и разорил Печерский монастырь. После этого поражения наступило некоторое затишье. В 1003 году Святополк Киевский с Владимиром, собрав еще несколько княжеских дружин, одержали победу в районе о.Хортица. Эта победа была переломной. Позже еще были походы в 1107(в этот год была попытка ханов Боняка и Шаруканя Старого одержать реванш за предыдущее поражение), 1109, 1111 и 1116 годах, благодаря чему наши предки избавились постоянной угрозы со стороны кочевников. Из этих походов наибольшую славу и авторитет Владимиру принесла победа в походе 1111 года на Дон. Именно этот поход выделил среди русских князей неформального, неоспоримого лидера, в последствии и занявшего Киевский престол в 1113 году. Кстати нужно отметить, что наряду с военным талантом Владимир обладал и талантом мудрого писателя. Написанное Владимиром уже на склоне лет «Поучение детям» принесло ему славу непревзойденного писателя на Руси ХII столетия и до наших дней считается литературной сокровищницей.
    Но, вернемся все же в 1111 год. Как мы видим, до устойчивого мира с кочевниками было еще далеко. Вероятность реваншного похода половцев на Русь была еще велика, несмотря на две последние победы на юге у о.Хортица и на ближнем востоке у Лубен. Выяснение отношений между враждующими силами происходит с периодичностью в два - три года. Вероятность нападения половцев в 1111 году очень высока. И первой жертвой нашествия станет опять самое южное пограничное Переяславское княжество. В 1003 и 1007 годах были разбиты основные силы Бонякидов – западных половцев. Нападение на Русь 1009 года было осуществлено в основном силами Шаруканидов – восточных половцев. Очередного удара можно было ожидать именно от них.

     

    Центром владений Шаруканидов были сармато-аланские города «на Дону». Сами половцы, будучи типичными кочевниками, жили за счет скотоводства, стада были их имуществом и богатством. Другим важным источником жизненных благ была добыча от нападений на соседние оседлые народы или откупная дань «мира для», чтобы не опустошали соседние земли, а также оплата за участие в войнах в качестве наемников. После распада Хазарского каганата под ударами Святослава в 960-х годах довольно густонаселенная область с сармато-аланским населением в районе нижнего течения Северского Донца, находящаяся на сухопутном торговом пути Кавказ - Европа, еще долго продолжала существовать за счет торговли, ремесленного производства и земледелия. Переживая нападения печенегов, торков, а затем половцев это население, скорее всего, не оказывало большого военного сопротивления новым захватчикам, предпочитая откупаться данью, что в какой-то мере устраивало обе стороны. Захватив в 1055 г. эту территорию, глава Донских половцев Блуш, по-видимому, подарил ее своему сыну и назвал самый большой из городов его именем. Этот район и стал политическим центром племенного объединения восточных половцев – Шаруканидов. Очевидно, этот район и стал целью планируемого военного похода Владимира на восток.

    Далее хронологию событий 1111 года попытаемся отслеживать по тексту летописи.

    "..В год 6619 (1111). Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною. Святополк же поведал дружине своей речь Владимира. Дружина же сказала: "Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни". И послал Святополк к Владимиру, говоря: "Нам бы следовало съехаться и подумать о том с дружиной". Посланцы же пришли к Владимиру и передали слова Святополка. И пришел Владимир, и собрались на Долобске. И сели думать в одном шатре Святополк с своею дружиною, а Владимир со своею. И после молчания сказал Владимир: "Брат, ты старше меня, говори первый, как бы нам позаботиться о Русской земле". И сказал Святополк: "Брат, уж ты начни". И сказал Владимир: "Как я могу говорить, а против меня станет говорить твоя дружина и моя, что он хочет погубить смердов и пашню смердов. Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнет смерд этот пахать на лошади той, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь ту и жену его, и гумно его подожжет. Об этом-то почему не подумаете?". И сказала вся дружина: "Впрямь, воистину так оно и есть". И сказал Святополк: "Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою". И послали к Давыду Святославичу, веля ему выступать с ними.."

    Комментарий. Владимир, понимая, что сил одной его дружины не хватит для такого большого похода, привлекает к компании самых надежных и проверенных в деле князей Киевского и Черниговского. Понимая, что военную кампанию нужно провести на опережение противника, предлагается выступить в поход в начале весны, когда большие снега уже начинают сходить, но реки еще покрыты льдом, что облегчает переправу через них, опять же земля еще мерзлая, что облегчит путь по бездорожью. И самое главное – военный поход следует закончить до начала весенних посевных работ.

    "..И поднялись со своих мест Владимир и Святополк и попрощались, и пошли на половцев Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями, и Давыд с сыном. И пошли, возложив надежду на Бога и на пречистую Матерь его, и на святых ангелов его. И выступили в поход во второе воскресенье Великого поста, ..."

    Комментарий. Точно указана дата начала похода – 26 февраля 1111 г. Участники похода: Переяславский князь Владимир Мономах с сыновьями, Киевский князь Святополк с сыном Ярославом, Черниговский князь Давыд с сыном.

    "..а в пятницу были на Суле.."

    Комментарий. 3 марта 1111 г. Пройдено 125 км пути за 5 дней.

    "..В субботу они достигли Хорола, и тут сани побросали.."

    Комментарий. 4 марта 1111 г. Пройдено 35 км. Снежный покров настолько мал, что на санях передвигаться уже затруднительно.

    "..А в то воскресенье пошли, когда крест целуют. Пришли на Псел, ..."

    Комментарий. 5 марта 1111 г. Пройдено 30 км.

    "..и оттуда перешли и стали на Голте. Тут подождали воинов, ..."

    Комментарий. 6 марта 1111 г. Пройдено 25 км. Стоянка в течение 2 дней, ожидание подхода дружин из Черниговского и отдаленных уделов Киевского княжеств. Голтва – ныне р. Готва, приток реки Псел.

    "..и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали, и возложили всю надежду свою на крест, проливая обильные слезы..."

    Комментарий. 8 марта 1111 г. Пройдено 35 км.

    "..И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник..."

    Комментарий. 21 марта 1111 г. В пути 13 дней. При заданном в начале темпе похода можно приблизительно оценить расстояние – около 300 км. Земли восточнее Ворсклы мало известны русичам, поэтому отсутствуют конкретные наименования рек. Если бы на пути встречались города, то автор, скорее всего, упомянул бы о них. Так что версия с Донецким городищем, Роганью и Изюмом отпадают. Конечно, расстояние нами просчитывалось по прямым линиям, без учета затрат на преодоление возможных препятствий. На самом деле длина пути была больше. Даже самым выносливым путешественникам приходится при преодолении больших расстояний устраивать дни отдыха. Так что из этих 13 дней 2-3 дня были днями отдыха для людей и лошадей. Дружины двигались не налегке, с собой перевозилось оружие и припасы, скорость 25-35 км за световой день - вполне реальная. Что касается маршрута. В давние времена Доном называли реку Северский Донец после слияния его с Осколом. К этому месту есть два пути первый вдоль левого более пологого берега реки, с небольшими лесами и вдоль правого высокого, покрытого густыми лиственными лесами. Еще более прямой южный маршрут по открытому степному пространству вряд ли был успешным из-за угрозы раннего обнаружения. Да и круговую оборону в открытой степи держать трудно (пример - неудачный поход Игоря Святославовича в 1185 г., когда без генерального сражения за несколько дней движения по степи дружина русичей была обезвожена и обескровлена постоянными наскоками и обстрелами подвижных отрядов половцев). Скорее всего, в качестве маршрута Владимир выбрал сухопутный торговый путь Киев – Дон – Кавказ, проходящий по левому берегу Донца. Часто местом перехода на левый берег Донца указывают Змиев, ссылаясь на роспись дозоров 1571 г. Но в этом месте ширина заболоченной речной долины составляет до 1,5 км. Скорее всего, маршрут пролегал между Удами и Мжой и место переправы через Донец было в районе Чугуева. Не зря позже именно на этом пути возникли самые восточные городища Киевской Руси Донецкое и Чугуевское, что подтверждено и находками археологов (что касается открытых и исследованных археологами русских городищ в Гайдарах и Нижнем Бишкине, то по нашему мнению они возникли позже - в ХХIII веке и о гипотезе причин их возникновения мы постараемся еще написать в другом сюжете).

    "..И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю. И князь Владимир, едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы. И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане из города к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь..."

    Комментарий. 21 марта 1111 г., вечер вторника. Очевидно, воскресенье упоминается как аналогия христианского праздника «Вербного воскресения» («входа господня в Иерусалим», отмечаемого в последнее воскресение перед пасхой в конце страстной недели), горожане вышли навстречу дружинам с угощением, как в праздник, демонстрируя свое мирное отношение.

    Ну, вот и мы подобрались к цели нашего путешествия во времени – городу Шарукань. Из текста уже видим, что город находится у большой реки (откуда рыба), город находится на торговом пути сухопутном или речном (откуда вино – скорее всего с Кавказа или Крыма, возможно и с собственных виноградников). Город не является крепостью (отсутствуют защитники, пусть даже половцы или нанятая стража). Город довольно большой, способный приютить и накормить несколько тысяч дружинников. Явно это не половецкое зимовье. Если это был довольно большой город, то его следы должны были дойти и до наших дней. Поищем следы города среди археологических находок вблизи нынешнего города Славянск. Действительно археологами обнаружены и исследуются городища у п. Сидорово - Сидоровское городище и у п. Маяки - Царино городище. По оценкам археологов площадь Сидорова городища составляет 120 га. Поселки находятся рядом на удалении 4 км друг от друга, возможно оба городища и есть остатки древнего города Шарукань. Поищем переправу через реку Северский Донец в этих местах. Дорожная сеть претерпела большие изменения, но карта столетней давности может нам подсказать ответ.

     

    Действительно у п. Маяки сто лет назад была переправа через реку Северский Донец, а у п. Щурово еще более удобная переправа. Так что более дальняя «Русская переправа» у устья р. Жеребец отпадает. Продолжим анализ дальнейших событий, если наша гипотеза верна, то логическая цепь не прервется.

    "..И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон..."

    Комментарий. 22 марта 1111 г., среда. Местоположение Сугрова на расстоянии дневного перехода, т.е. около 30 -35 км, возможно и больше, поскольку события начинают разворачиваться стремительно и промедление недопустимо.

    Поищем на карте топонимические признаки Сугрова. Сугор – в русском языке холм, гора. Еще одним из топонимических признаков наличия старого поселения являются географические названия типа Городнее, Городище или названия географических объектов, имеющих корень слова «город». Вероятнее всего Сугров находился в районе п. Красная Горка (рядом имеется поселок Подгородное). Поселок находится в среднем течении реки Бахмутка. Именно эту реку большинство историков склонно считать легендарной рекой Сальница, часто упоминаемой в летописях. Скорее Сугров не город, а небольшая крепость со времен Хазарского Каганата. По крайней мере, положение у него стратегическое – в этом месте путь Запад - Восток пересекает река с крутым правым берегом, протекающая с юга на север. Очевидно, защитники небольшой крепости оказали сопротивление и она была уничтожена. Расстояние от п. Маяки до Красной Горки – 37 км, что вполне соответствует интенсивному однодневному переходу.
    Стали собираться и половецкие полки. Т.е. Русской дружине нужно было срочно искать удобное место для сражения. Для этого нужно было найти такое место, чтобы были защищены тыл и фланги. Такое место предполагали найти не в степях, а ниже по течению Сальницы, ближе к впадению ее в Донец.

    "..в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши возложили надежду свою на Бога и сказали: "Здесь нам смерть, да станем твердо". И прощались друг с другом и, обратив очи к небу, призывали Бога вышнего. И когда сошлись обе стороны и была битва жестокая. Бог вышний обратил взор свой на иноплеменников с гневом, и стали они падать перед христианами. И так побеждены были иноплеменники, и пало множество врагов, наших супостатов, перед русскими князьями и воинами на потоке Дегея. И помог Бог русским князьям. И воздали они хвалу Богу в тот день. И наутро, в субботу, праздновали Лазарево воскресенье, Благовещенья день, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу, и воскресенья дождались..."

    Комментарий. 24 марта 1111 г. Первое сражение и первая победа. Суббота 25 и воскресенье 26 марта 1111 г. - дружины приводили себя в порядок после сражения.

    "..В понедельник же страстной недели вновь иноплеменники собрали многое множество полков своих и выступили, точно великий лес, тысячами тысяч. И обложили полки русские. И послал Господь Бог ангела в помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сразились полк с полком, и, точно гром, раздался треск сразившихся рядов. И битва лютая завязалась между ними, и падали люди с обеих сторон. И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, обратились половцы в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников многое множество на реке Салнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давыд прославили Бога, давшего им победу такую над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками..."

    Комментарий. 27 марта 1111 г. После подхода основных сил половцы дали генеральное сражение. Некоторые историки, комментируя последний отрывок, делают вывод, что в этом бою положение русских дружин было критическим и только решительные действия дружины Владимира, увлекшего за собой и Давыдову дружину, привели к победе.

    Поход 1111 года, последующий поход в 1116 г., когда послал Владимир сына своего Ярополка, а Давыд сына своего Всеволода на Дон, и взяли они три города: Сугров, Шарукан и Балин, сильно подорвали половецкие силы и вынудили перекочевать большую часть их за «Железные ворота» ближе к Кавказу. Половецкая угроза была ликвидирована.

    Город (или крепость) Балин – тоже очень интересный объект для поиска. По нашему мнению он находился на том же старом торговом пути Восток-Запад, что Шарукань и Сугров, но дальше на восток от них. Топонимический поиск по карте привел нас к очень интересному месту в пяти километрах юго-восточнее Дебальцево. Смотрите и фантазируйте! А тем, кто живет недалеко, еще было бы интереснее и походить в этих местах.

     

    Вот и закончилось наше путешествие во времена Киевской Руси. Поиски местоположения города Шарукань открыли нам новые страницы истории родного края. Жаль, что легендарная Шаркунь оказалась не рядом с Харьковом, хотя такая гипотеза была не только у нас - дилетантов, но и у опытных историков. Но все же путешествие в прошлое подарило массу новых впечатлений и знаний. Желаем и Вам удачных путешествий и ярких впечатлений!

    Оружие русичей из экспозиции Харьковского исторического музея. Основная масса находок – с Донецкого городища.

     .

     

    Обилие топоров среди находок эпохи Киевской Руси может говорить о том, что в то время они были основным оружием ближнего рукопашного боя.

     

     


    Обратите внимание на наконечники стрел. Скорее всего, такие стрелы предназначались против легкой конницы, нанося рубленные и резаные раны, вызывающие острую боль и делая лошадей неуправляемыми. Всадникам, не имеющим защитных доспехов, от попадания такой стрелы тоже порядком могло «достаться». Очевидно, что главным врагом для защитников г. Донец была легкая конница кочевников.

     

     

    Инф.dalizovut.narod.ru

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.