Географические названия как своеобразные экскурсоводы отражают историческое прошлое, природные условия, особенности рельефа, характер растительности или животного мира. Но не все названия можно расшифровать, особенно если они древнего происхождения и остались своеобразным памятником давно исчезнувших народов или в течение истории изменились до неузнаваемости. Изучением географических названий занимается специальная наука – топономика (по-гречески "топос" – место, "онима" - имя). Но не обязательно быть профессиональным топономиком, чтобы попытаться разобраться в происхождении наименования поселка, реки или холма. Ваше любопытство может Вам принести радость познания и увлекательную историю, которой Вам может быть захочется поделиться с окружающими.
Полученное письмо от одного из посетителей сайта с вопросом о значении слова, которым назван наш родной город, еще раз напомнило об отсутствии однозначного ответа на этот вопрос.
Еще раз, внимательно перечитав труд Д.И.Багалея и Д.П.Миллера "История города Харькова за 250 лет его существования" ответ на этот вопрос не удалось найти. Будучи серьезным ученым, далеким от авантюризма, основываясь на анализе имеющихся на момент написания книги документов и гипотез, Д.И.Багалей отбросил романтическую версию о мифическом казаке Харьке (Харитоне) основателе города, но не дал разъяснения значения самого слова "Харьков". Ясно одно – имя городу дало название реки, на берегу которой было первоначально заселено место ранее исчезнувшего городища (Кстати, если бы это городище находилось на нынешней Университетской горке, то город бы назывался – Лопин!).
За прошедшие 100 лет с момента издания труда Багалея было накоплено много материала по истории нашего края, в том числе и в результате археологических исследований, об отсутствии которых он сожалел в свое время.
Появление такого мощного информационного инструмента как Интернет позволяет собирать еще больше информации на интересующую тему. Остается правильно "зарядить" поисковые системы. Воспользовавшись советом известного литературного героя Козьмы Пруткова, обратим свое внимание на корень слова "Харьков". Отбросим характерный для русского языка мягкий знак (допустим, возьмем корень из украинского наименования ХАРКІВ) и зарядим его в поисковик... А корень то оказывается ираноязычный (персидский)! Первым на память приходит название острова в Персидском заливе с нефтеналивными терминалами, самый известный в Багдаде колледж так же называется аль-Харк. Но самое интересное значение этого слова нас ожидает на сайтах, посвященных истории Хазарского каганата - первого государства, образованного на территории Восточной Европы, гораздо раньше, чем была создана Киевская Русь.
Хазария – это многоэтническое государство, состоявшее в основном из тюркоязычных, перешедших к оседлости кочевников, ранее входивших в Гуннский союз. Хазары создали его в середине VII и существовало оно до конца Х века. Предпосылкой становления будущей Хазарии как государства со всеми присущими атрибутами было переселение в 690 г. еврейской общины "рахдонитов", бежавшей из Вавилона от преследований иранского халифа Абд-ал-Мелика. Хазария постоянно преодолевала различные внутренние противоречия между народами и племенами, входившими в ее состав, Это требовало постоянной готовности войск к битвам. Частые военные столкновения с соседними державами – Византийской империей, Арабским халифатом, Сасанидским Ираном, Киевской Русью – держали Хазарию в постоянном военном напряжении. Находясь в степной полосе и ближних регионах Волго-Днепровского междуречья, Хазарский каганат из-за участия в военных баталиях часто менял свою территорию, никогда не имея постоянных границ. Его экономика основывалась не только на внутренних промыслах (сельское хозяйство, ремесло), но и на внешних: на торговых отношениях с ближайшими и дальними державами, на сборе дани с соседних племен или народов. Слово "харк" в Хазарии означало – ДАНЬ. То есть налог, который платили народы, подвластные хазарам.
Какое же отношение имеют наши края к исчезнувшему в прошлом Хазарскому каганату?
В 737 году началась война Арабского Халифата с Хазарией. Война началась на византийской границе, но главная роль отводилась хазарскому фронту. Арабский полководец Мерван во главе 120- тысячного войска, собранного в Сирии, двинулся в Армению. Затем Мерван разделил свое войско на две части. Одна часть двинулась на хазар через Дербент, сам же Мерван, выйдя на северо-кавказское плоскогорье, двинулся на крупнейший город Хазарии - Самандар. Под этим городом оба арабских войска соединились. Город был взят. Хотя в руки арабов и их союзников попала большая добыча, они не остановились и достигли земель, расположенных за "страной хазар". Затем Мерван совершил поход на те виды язычников, что соседили с хазарами (предположительно аланы и булгары), и захватил в плен из них 20 тыс. семей. Потом он двинулся дальше и дошел до Славянской реки. За этой рекой военачальник Мервана Каусар ибн Асвадал-Инбари разгромил хазарские войска, после чего хакан (царь) Хазарии запросил мира.
Подавляющее большинство историков полагают, что под Славянской рекой, до которой дошел Мерван, следует понимать Дон, где уже к этому времени были поселения славян, расселявшихся вниз по течению Сев. Донца и Дона. Война 737 года окончилась страшным, небывалым поражением хазар. Поход Мервана в Подонье был связан с преследованием войск хакана, который, очевидно уходил в районы, расположенные рядом с владениями его союзника – Византии. Именно там, а не в пустынном, занятом враждебными кочевниками Заволжье, хакан мог рассчитывать на организацию сопротивления. Но Мерван понимал это, и его основная цель сводилась к достижению формального успеха – согласия хакана (соответственно и подвластных ему народов) принять веру победителей – ислам. После достижения этой цели арабский полководец спешно ушел на свои базы в Закавказье.
Большая часть аланского и болгарского населения, проживавшего на территории нынешних Ставропольского, Краснодарского и Ростовского краев, спасаясь от преследования наступающих арабских войск, ушла сухопутным и водным путем в верховья Дона и Северского Донца. Именно вышеописанными событиями можно объяснить появление вдали от торговых путей города-крепости, известного под именами Савгар – IX-X вв., Сарада –XII в., Салтановский -XVI-XVII вв., Салтов - XVII-XX вв. Место определилось, скорее всего, невозможностью прохождения грузовых лодок наподобие той, которую мы можем видеть в Историческом музее, выше по течению р. Сев. Донец.
Город, по оценкам археологов, занимал площадь более 120 га и состоял из крупного городища с небольшой цитаделью и пригородов. К настоящему времени в окрестностях Верхнего Салтова обнаружены некрополь ирано-язычных алан площадью коло 100 га, где есть не менее 40 тыс. катакомб и тюрко-язычных протоболгар площадью до 14 га, где есть до 5,5 тыс. могил, что свидетельствует о немалых для средневековья размерах города. Прибывшая масса алан и болгар постепенно расселилась вдоль р. Сев. Донец. Город Савгар очевидно стал административным центром Западной провинции Хазарского каганата, известной нам по остаткам салтово-маяцкой культуры.
Проанализируем границу западной провинции Хазарии. Понятие "государственная граница" в прошлые эпохи не совпадает с современным. Тогдашние границы не сохранялись и не определялись столь тщательно, как сейчас. Но они существовали хотя бы потому, что определенная территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государства. Характерным для границ обществ было наличие своеобразных нейтральных территорий.
Конец 1 тыс. н.э. население долины реки Сев. Донец и ее притоков представлено двумя большими этнополитическими объединениями: восточных славян, представленных памятниками роменской археологической культуры северянского племени предгосударственного периода Киевской Руси и разноэтнического населения Хазарии, представленного памятниками салтово-маяцкой археологической культуры.
По материалам археологических находок юго-восточный рубеж восточнославянского мира фиксирует городища в нижнем течении р. Уды и по правому берегу Сев. Донца: Карачевка, Хорошево, Водяное, Мохнач, Коробовы Хутора. Северо-западная защитная линия Хазарского каганата отмечена сооружениями салтово-маяцкой культуры: Архангельское, Волчанск, Верхний Салтов, Старый Салтов, Кабаново, Коробовы Хутора, Сухая Гомольша, Мохнач, Вербовское. Расстояние между двумя группами памятников составляет 12 – 40 км, что и представляет собой так называемую нейтральную зону. Если граница нейтральной зоны южнее впадения р. Харьков в р. Уды не имеет географической привязки, то западная граница четко определена рекой Харьков. Все, кто жил западнее реки, облагались данью – харком или харковью по "беле и веверице от дома" (т.е. по шелягу, серебряному дихрему, и белке со двора). Трудно оценить тяжесть этой дани, но можно однозначно сказать, что приход хазар стабилизировал обстановку на границе со степью, что позволило процветать и расселяться земледельческим общинам, избавив их от "степного беспредела" кочевников, и привело к взаимному проникновению культур.
Мирная жизнь закончилась в конце 80-х начале 90-х годов IX века, когда печенеги, прорвав Хазарские заставы на Волге, пришли в южнорусские степи, уничтожив остатки хазарских и славянские поселения на границе со степью.
Но название реки, изменяясь со временем, осталось возможно в несохранившихся до нашего времени документах Киевской Руси, появившись в самом раннем из дошедших до нас документов "Книге Большого чертежу" 1627 года: "… А выше Донецкого городища, с правой стороны впадала в реку Уды река Харькова, от городища с версту, а в Харькову впала река Лопина".
e-news.com.ua