Памятник борцам за Советскую власть
Скульптор Ф. Коровай, архитектор П. Ильченко, реконструкция, 1977
Жертвы деникинского террора были похоронены в 1919 году на бывшей Покровской площади, которая с тех пор стала называться Красной. В 40-х годах прах борцов за власть Советов перенесен на городское кладбище. К 60-летию Великого Октября на могиле установили памятник: на высоком постаменте три бронзовых бюста – рабочего, красноармейца и девушки.
Памятник воинам Советской Армии
Скульптор А. Ивченко, архитектор Н. Ильченко, 1967
В 1967 на центральном кладбище, где похоронено 78 бойцов Сумско-киевских дивизий, на братской могиле в память о советских воинах, павших в боях за освобождение города от фашистов в 1943 году, на высоком постаменте установлена бетонная шестиметровая скульптура скорбящей Матери-Родины с опущенным мечом в руке. У ног ее горит Вечный огонь. Рядом – горизонтальная стела с памятными надписями.
Скульптуру обрамляет овальной формы стела с именами воинов и надписью: «В памяти камню, в памяти сердца Ни одно из имен этих век не сотрется. Вечный огонь, то любовь лучезарна Благодарных сумчан к освободителям города».
Родовое захоронение Харитоненко
Скульптор Аристид Круази, вторая половина XIX в.
Богатая по пластике и композиции скульптурная группа изображает возносящегося ангела с младенцем на руках, у подножия которой – фигуры коленопреклоненной мадонны и апостола. Другое надгробие представляет собой распятие. Человеческие фигуры изображены в натуральную величину. Памятники выполнены из белого итальянского мрамора и отличаются исключительной топкостью и точностью изображения деталей. Позаимствованные из легенд на религиозную тематику скульптурные образы поражают реалистическим изображением человеческих чувств, психологическим динамизмом, глубокой человечностью. Создатель этих произведений искусства – французский скульптор второй половины XIX столетия Аристид Круази, автор многих статуй в садах Пале-Рояля, Лувре, Парижской мерии и других местах Парижа.
К сожалению, атмосферные воздействия не щадят замечательные творения. Очевидно, будет правильным поместить их в залах художественного музея для всеобщего обозрения и сохранности.
e-news.com.ua