Антимонопольщики предлагают продавать биологически активные добавки к пище только в аптеках. Федеральная антимонопольная служба намерена «спрятать» биологически активные добавки (БАДы) в аптеках. Таким образом, уверены антимонопольщики, удастся очистить рынок от некачественных товаров и тем самым обезопасить потребителей.
Ранее депутаты уже внесли на рассмотрение в Думу соответствующий законопроект, пишет sunhome.ru
Сегодня о БАДах не говорит только ленивый: депутаты Госдумы, Минздравсоцразвития, профессиональные сообщества практически ежемесячно выдвигают на суд общественности свои варианты регулирования рынка, который до последнего времени никак не контролировался и развивался стихийно. Как результат – десятки, а то и сотни тысяч обманутых людей, отдавших последние накопления за «препарат, способный исцелить от всех недугов» и не получившие в результате никакого лечебного эффекта (зачастую в дорогостоящих ярких баночках находится в лучшем случае – аскорбиновая кислота, а в худшем – строительная побелка).
Самое интересное, что БАДы сами по себе и не должны лечить, так как они являются биологически активными добавками к пище, призванными насытить организм витаминами и минеральными веществами. Не более того. В связи с этим оборот добавок в настоящее время регулируется законом «О безопасности пищевых продуктов».
Тем не менее, большинство производителей БАДов утверждают, что их препараты лечат или служат для профилактики заболеваний. «Поэтому мы считаем необходимым подвести все биологически активные добавки под регулирование закона «Об обращении лекарственных средств» и обязать всех производителей доказывать эффективность своих препаратов при регистрации», – заявил руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев объяснил при этом, что сегодня «воздействовать на производителей добавок можно только посредством контроля нарушений закона о рекламе», и ему приходится ежедневно подписывать пачки решений о возбуждении дел по недобросовестной рекламе чудо-препаратов.
«Считаю, что сегодня настало время системного решения проблемы», – заявил он, подчеркнув при этом, что ФАС и ранее обращался с подобной инициативой в Минздравсоцразвития, но чиновники министерства не одобрили её. По мнению главы ведомства Татьяны Голиковой, для регулирования рынка БАДов будет достаточно принять технический регламент по безопасности пищевых продуктов, который сегодня разрабатывается в правительстве.
Позиция ФАС и Минздравсоцразвития разделили экспертное сообщество на два лагеря. Например, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко считает, что нельзя допустить продажу биодобавок в аптеках, так как такая ситуация в прямом и переносном смысле поставит их на одну полку с лекарствами. «БАДы же опасны как раз тем, что люди зачастую принимают их за фармпрепараты и вместо того, чтобы идти к врачу и пить настоящие медикаменты, принимают биодобавки, – подчеркнул депутат. – Да и во всём мире распространена практика, когда БАДы продаются исключительно в магазинах и супермаркетах».
Директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Геннадий Ширшов, напротив, уверен, что сегодня биодобавки необходимо реализовывать исключительно через руки провизоров. «БАДы, хотя во многих случаях и позиционируются как чудо-средства от всех болезней, не проходят такую клиническую экспертизу и испытания, как лекарства, и никто не контролирует, что конкретно там находится, – объясняет эксперт. – Тем не менее, легальная продажа в аптеках оставляет потребителю хоть какую-то слабую надежду на то, что товар официально зарегистрирован и имеет необходимые для продажи бумаги. Если же БАДы уйдут в супермаркеты, то еще больше наших граждан станут жертвами мошенников».
И только сами производители добавок считают, что их рынок вообще не нужно трогать. «Биодобавки должны распространяться везде, где удобно человеку, и никаких преград ставить не нужно, – рассказал «Гудку» президент Ассоциации БАД и специализированных продуктов питания Вячеслав Исаев. – Сегодняшняя система контроля со стороны государства в виде проверки соответствия товара Санитарным правилам и нормам полностью гарантирует потребителю качественный товар». Справка «Гудка»
Самый крупный рынок БАДов – в США, где 90% населения употребляют добавки в пищу, в Японии – 80%, а в России всего 8%. При этом ежемесячно американцы тратят около $400 на покупку БАД, европейцы и японцы – около $200, а россияне – порядка $40.
По данным DSM Group, в 2009 году российские аптеки продали 226 млн упаковок БАДов на общую сумму 12,1 млрд руб, что на 6% больше по сравнению с 2008 годом. На тройку лидеров – компании «Эвалар», «Диод» и «Аквион» – приходится 33% объема аптечных продаж.
e-news.com.ua