Ведущие центробанки мира насытили банковскую систему деньгами, но так и не решили проблему кредитования. Хотя центральные банкиры уже готовятся к концу кризиса.
Мировые центробанки на первый взгляд показали себя на высоте. Они отреагировали на кризис быстрее, чем правительства, прекрасно справились со спасением банковской системы и удержали на плаву глобальную экономику. Но сделано это было через "внутривенное питание". Главная неудача центробанков в том, что они не смогли восстановить способность финансовых рынков "питаться" самостоятельно. То есть не справились с возобновлением кредитования экономики. Почему?
Потому что для этого нужно не только восстановить возможности банков к кредитованию, но и "привести в порядок" потребителей финуслуг. А во время массовых увольнений, банкротства предприятий и замораживания зарплат, с одной стороны, и недоверия к банковской системе, с другой, такое вряд ли возможно. Поэтому кредитные рынки живы сегодня только в тех странах, где не было ни рецессии, ни банковских банкротств, и где доходы населения изменились незначительно, как в Китае. Пекин не только стимулировал экономику (как западные страны), но и перевел фокус своей экономики на внутренний рынок. Ожидается, что по итогам года внутренний спрос здесь возрастет на 10%. Поэтому растет и кредитование - к июлю объемы банковского кредитования в Китае увеличились за год на 34%.
Посткризисные настроения
Независимо от того, справились центробанки со своей антикризисной задачей или нет, они ощущают приближение конца кризиса и принимают соответствующие меры.
Во-первых, большинство прекратили понижать ставки рефинансирования. ЕЦБ сохраняет ставку на уровне 1% с мая 2009 года, а Банк Японии (0,1%) и ФРС США (0-0,25%) держат планку еще с прошлого декабря. Хотя в некоторых случаях (в Швеции ставка ниже нуля) их уже некуда сокращать. В качестве исключения можно привести Банк России, который с 15 сентября снизил ставку рефинансирования с 10,75% до 10,5% - пятый раз за год.
Во-вторых, банки начинают сворачивать антикризисные меры и переходить с экстремальных способов "оздоровления" финансовых рынков на более привычные. ФРС намерена постепенно сокращать объемы покупки ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами, хотя в августе центробанк обещал купить их на сумму до $1,25 трлн. до конца года. Кроме того, ФРС сворачивает программу покупки гособлигаций США, рассчитанную на $300 млрд. Банк России планирует сокращать беззалоговое кредитование банков, за счет которого последние могли выдавать краткосрочные кредиты реальному сектору. Председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев считает, что по мере выхода из кризиса это кредитование должно быть заменено более традиционными инструментами рефинансирования и кредитными ресурсами. Наконец, глава ЕЦБ Жан-Клод Трише на прошлой неделе намекнул, что интервенции на европейские денежные рынки нельзя продолжать вечно и что у еврорегулятора уже заготовлена стратегия выхода.
Шаг вперед
Но выход из аврального режима - это не все, что предстоит сделать центробанкам в недалеком будущем. После кризиса центробанки должны будут задуматься о политике в "мирное" время. Как показал кризис, фокусироваться на инфляции недостаточно. Они должны заранее и более энергично реагировать на признаки перегрева или "мыльного пузыря" кредита либо цен на активы, уделяя больше внимания макрофинансовым рискам.
Авторы отчета МВФ World Economic Outlook считают, что способствовать денежно-кредитной политике мог бы так называемый "динамический подход к созданию резервов", при котором финансовые организации автоматически откладывают больше капитала при повышении уровня заемных средств. Или дискреционный подход директивных органов к нормам обязательных резервов.
При этом для получения лучших результатов от монетарной политики эти инструменты должны быть тщательно скоординированы.
В то же время для достижения этого нового уровня политики центробанков может потребоваться расширение их мандатов, а именно - включение в них вопросов макрофинансовой стабильности. Но в рамках такого расширенного подхода к денежно-кредитной политике центробанкам придется очень подробно разъяснять основания для предпринимаемых ими действий, их ближайшие цели, а также то, каким образом эти действия соответствуют долгосрочным целям обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности.
Елена Снежко
«Инвестгазета»
Инф. delo.ua
e-news.com.ua