Интервью с председателем Государственного комитета регуляторной политики и предпринимательства Александрой Кужель.
Финансовый кризис в Украине наверное или болезненней всего ударил по малому и среднему бизнесу. Представителям власти придется хорошо поработать, чтобы последствия его не только не уничтожили, но и укрепили институт частного предпринимательства в нашей стране. О мерах помощи отечественным предпринимателям РБК-Украина рассказала глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель.
РБК-Украина: Вы выступили с инициативой увеличить оборотный капитал для предпринимателей на едином налоге с 500 тыс. грн до 1 млн. Какие у Вас есть аргументы, чтобы убедить депутатов в целесообразности такого шага?
Александра Кужель: Госкомпредпринимательства - это орган, который является средним звеном между властью и предпринимателями, поэтому Комитет и должен находить паритет интересов. Я никогда не вношу ни одной инициативы без детального ее обсуждения с предпринимателями. За то время, которое работаю на должности, я получила большое количество сигналов – либо письмами, либо по телефону, или даже sms, в которых предприниматели обращаются с просьбой увеличить объем оборотного капитала в связи с экономической ситуацией – ростом закупочных цен, по крайней мере, в два раза. Закон, который действует сегодня, принимался в 1998 г., и поэтому естественно, что существующая норма устарела. Следовательно, самый главный аргумент таков: предприниматели в нынешней кризисной ситуации благодаря предложенному увеличению смогут поднять внутренний рынок. А это и есть первое задание антикризисной программы - создать функционирующий внутренний рынок. Если предприниматели желают работать на миллионном объеме оборотного капитала, то, пожалуйста. Мы дополнительно, отдельным звеном хотим предоставить возможность предпринимателю (по его собственному желанию и по его личному заявлению в налоговую) самостоятельно выбирать среди двух параллельно действующих уровней упрощенной системы налогообложения. Именно поэтому предлагается ввести еще один уровень для физических лиц - до 1 млн грн оборотных средств за год с налоговой ставкой в 500-800 грн. Для юридических лиц - оставить на существующем уровне, то есть 3 млн грн с налоговой ставкой в 6-10%. Некоторые физические лица заявляют, что готовы платить и 1000 грн, только бы ускорить этот процесс. Я хочу отметить еще раз, переход на другой уровень - добровольный. Мы также оставляем действующую сегодня норму, и решение о переходе на другой уровень предприниматель принимает по собственному желанию.
РБК-Украина: Почему именно сейчас возник вопрос изменений в работе предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения?
А.К.: Потому что в это трудное время предприниматели нуждаются в защите от постоянного вмешательства налоговиков и других контролирующих органов. А политикам, которые предлагают тем представителям малого бизнеса, кого не устраивает нынешняя ситуация, переходить на общую систему налогообложения, я напоминаю - когда мы вводили упрощенную систему налогообложения, то сделали экономический анализ всех, кто работал по общей системе налогообложения - это и киоски, и рынки. Предприниматели платили налог на прибыль в месяц, задумайтесь, 3-5 грн. После введения упрощенной системы и назначения единого налога в размере от 20 до 100 грн, даже те предприниматели, кому назначили 20 грн налога, увеличили отчисление в 4 раза. Следовательно, люди, которые выступают против упрощенной системы, не понимают, что за время ее существования в 12 раз увеличилось количество людей, которые зарегистрировались предпринимателями именно по ней. При этом поступления в бюджет от деятельности упрощенцев увеличились в 29 раз! За 10 лет существования системы, мы образовали в стране средний класс. Среди всех предприятий, зарегистрированных в государстве, - 70% малых и средних. Эти люди не "закапывали" собственные средства, они вкладывали в развитие собственного бизнеса, платили за коммунальные услуги, покупали товары и платили налоги. А главное - насыщали внутренний рынок своей продукцией.
РБК-Украины: Кроме изменений, которые касаются СПД, какие еще нововведения и инициативы для поддержки предпринимательства вы будете разрабатывать в ближайшее время?
А.К.: Беда в том, что власть, которая работала раньше, не слышала предпринимателей. Мы сегодня не будем гасить отдельные пожары, которые возникают то тут, то там. Мы избрали стратегию создания отдельных рабочих групп, и в тех отраслях, где возникают проблемы, разрабатываем так называемую карту регуляторной среды. Начали мы эту работу из Киева, уже начали разработку регуляторной карты всех проблем, которые возникают у столичных предпринимателей. Вместе с прокуратурой отработаем все моменты, где есть нарушение законов со стороны власти. То же и в транспортной отрасли. В транспортную регуляторную карту мы вынесли проблемы, как таксистов, так и перевозчиков отечественных, международных и автобусных. Впервые провели общественные слушания с привлечением транспортников и министра. Поэтому теперь мы знаем, где изменить закон, где лицензионные соглашения не подходят, где вообще нужно отменить постановления. Кроме этого, готовим законопроект относительно налогообложения транспортных средств через стоимость бензина, а не через транспортный сбор, как это есть сейчас. Отдельные рабочие группы работают по вопросам фармацевтики, по вопросам ювелирного бизнеса. Что касается сферы занятости, то мы хотим предоставить возможность людям работать, а не стоять в очередях на бирже труда. Во-первых, мы выступаем за распространение популярной в Европе практики – создание возможностей для развития самозанятости лица, например, семейного бизнеса. Мы планируем максимально упростить регистрацию таких предпринимателей: зашел в налоговую или послал в электронной форме заявку, получил патент, который будет стоить, например 100 грн в месяц, - и начинай работать. Такая форма подойдет для работы гувернанткой, экономкой, уборщицей. С целью осуществления этих планов совместно с Фондом занятости и "Укрэксимбанком" мы разрабатываем программу микрокредитования для поддержки самозанятых людей небольшими деньгами, чтобы у человека была возможность начать какой-то бизнес. Но о пенсионном обеспечении в этом случае не идет речь - из этой мизерной суммы невозможно осуществить отчисления еще и в Пенсионный фонд. Пенсионное обеспечение при такой форме занятости должно быть добровольным.
РБК-Украина: Какая сейчас ситуация с местными налогами и сборами? С какими жалобами в основном обращаются предприниматели?
А.К.: Сейчас со всей Украины по адресу Комитета поступают телеграммы и жалобы на то, что местная власть, а также местные монополисты, как то владельцы рынков и торговых центров, увеличивают для предпринимателей арендную плату. В ответ мы готовим постановление, согласно которому государство получит право в кризисной ситуации регламентировать эти отношения. Я буду настаивать, чтобы каждый владелец рынка или торгового центра согласовывал себестоимость предоставления своих услуг с местным советом. Также необходимо установить предельную рентабельность на уровне 15%. В кризисе все должны идти бок о бок. Кроме этого, болезненным для предпринимателей остается вопрос увеличения земельного налога в 8 -15 раз. Мы проанализировали ситуацию, и нашли причину увеличения. В прошлом году была проведена оценка земли, согласно с ней установили ставку налога на землю, увеличив ее в 5 раз. Но Министерство финансов, по-видимому, забыло об этом, и в новом бюджете выставили коэффициент увеличения 3,1. Сейчас отдельная группа срочно готовит изменения.
РБК-Украина: Как вы оцениваете показатели госбюджета на 2009 г., учитывая развитие предпринимательства в стране?
А.К.: Все те инициативы, какие я перечислила, - это составляющие, которые будут наполнять бюджет. Например, ситуация с гастарбайтерами. Еще в 2004 г. ко мне обратились моряки и "заробитчане", доход которых не легализирован, а налоговая очень настойчиво требовала у них уплаты налога в размере 15% на прибыль. Как заверили меня люди, они не прочь платить, просто отсутствует прозрачная и понятная для всех система легализации. Моряки и "заробитчане" не могут показать средства, заработанные честным трудом, потому что они считаются нелегальными, и просто скрывают их. В настоящее время те, кто едет на заработки, имеют право на минимальную пенсию. Но с другой стороны, также у "заробитчан" есть и незаурядные проблемы со стражами порядка. Нет согласованности. Мы хотим разработать такую систему, когда в электронном виде из-за границы человек сможет зарегистрироваться, получить патент и казначейский счет, оплатить налог и спокойно работать. Сейчас мы работаем над этим законопроектом, и надеемся на непосредственное участие наших соотечественников в его разработке.
РБК-Украина: А что касается антикризисных инициатив правительства. Говорят, что они вроде бы уничтожат предпринимательство как такое. Будете ли предлагать какие-то изменения?
А.К.: Возникла ситуация, когда подготовленные решения шли вразрез с интересами предпринимателей, что вызывало вполне прогнозируемую волну возмущения. Люди, которые готовили эти документы, просто не понимали предпринимательскую среду. Кроме того, антикризисные шаги принимались спешно на заседании Кабмина в 1 час ночи с подачи Министерства финансов. Я рада, что осталось правительство, теперь нужно спокойно работать. Украинский народ требует независимой от политических вкусов профессиональной команды, которая будет говорить на одном языке – языке решительных действий, направленных на спасение экономики.
РБК-Украина: Как вообще вы оцениваете практику ПР исключения из своих рядов политиков, которые идут на государственную службу?
А.К.: Оценивать ПР будут избиратели. Лично у меня нет никаких претензий к партии, есть надежда, что я буду работать с каждой политической силой, потому что малый и средний бизнес сейчас очень сильно нуждается в защите. Все без исключения политики на выборах декларировали поддержку малому и среднему бизнесу. Теперь пришло время испытаний и осуществления предвыборных обещаний.
Беседовал Максим Кузьменко
Инф. rbc.ua
e-news.com.ua