До 1999 года российское производство ПВХ было минимальным: мощности (они составляют 605 тыс. тонн) были загружены лишь на 32%. При этом продукция практически полностью экспортировалась в Китай и страны СНГ. Однако в 2003 году Китай ввел квоты на импорт ПВХ. В результате экспорт из России сократился почти вдвое, до 136 тыс. тонн. Впрочем, с 2000 года спрос на ПВХ внутри страны начал ежегодно расти на 20%: сказалось увеличение спроса на ПВХ-профили (стеклопакеты) и стройматериалы, в первую очередь линолеум. Однако внутренний спрос на эту продукцию все больше удовлетворяется за счет импортных поставок. Импорт ПВХ в Россию в 2004 году, по данным ФТС, вырос с 20 до 70 тыс. тонн.
Импортная продукция не имеет ценовых преимуществ на российском рынке. "ПВХ за пределами России стоит дороже: в 2004 году тонна ПВХ в России стоила $800, а на Западе - $1 тыс.",- рассказывает директор департамента ПВХ компании "Никосхим-Инвест" (управляет компаниями "Каустик" и "Пласткард") И.Войнов.
Тем не менее, производители ПВХ-профилей вынуждены прибегать к помощи зарубежных поставщиков: отечественных производителей подводит ограниченное по видам продукта предложение ПВХ. "Мы бы с удовольствием закупали ПВХ только у "Саянскхимпласта", однако он не в состоянии полностью обеспечить нас сырьем. Закупать у прочих отечественных заводов мы не можем - у них слишком узкий ассортимент и нет нужных нам видов ПВХ", - говорит директор по маркетингу компании Veka С.Ельников. По его словам, Veka работает с двумя поставщиками - "Саянскхимпластом" и норвежской компанией Norvinyl.
Количество производителей оконных профилей постоянно увеличивается. Сегодня в России действуют площадки всех крупнейших европейские игроков на рынке ПВХ-профиля - Veka, Profine International Profile Group, Global Shield, Aluplast и Rehau. Многие активно расширяют производство. Появляются и новые игроки, в частности строят заводы Tisan и Gealan, подобные планы есть и у LG Chemical. Большинство из них сталкиваются с той же проблемой, что и Veka. Потребности в нетрадиционных для российских производителей ПВХ видах этой продукции покрывают в основном транснациональная химическая группа Solway и Norvinyl.
По прогнозам участников рынка рост импорта сохранится минимум до 2010 года. Ежегодно ПВХ-рынок будет прибавлять 10-16%. Однако большинство российских производителей не собираются модернизировать производство и бороться за этот рынок. Крупнейший производитель "Саянскхимпласт" (47% российского ПВХ) не планирует расширять производство. Директор пресс-службы компании "Еврохим", куда входит "Новомосковский Азот" (5% от производства в РФ), М.Сапунцова сообщила: "90% ПВХ отгружается на внутренний рынок, однако поскольку ПВХ не приоритетный продукт, серьезных мероприятий по увеличению объема у нас не запланировано".
Единственный новый проект ПВХ-производства готовит владелец компаний "Каустик" и "Пласткард" (40% российского ПВХ) группа "Никос". Компания в партнерстве с транснациональной химической группой Solway собирается строить вертикально интегрированный ПВХ-комплекс в Волгограде. Мощность проекта - 400 тыс. тонн в год, первая очередь заработает к 2008 году, вторая - к 2012-2013 годам.
Между тем по прогнозам "Никосхим-Инвест" в ближайшие шесть лет российский рынок ПВХ в России утроится, достигнув 1 млн тонн в год. Причем уже к 2008 году прогнозируется дефицит этого продукта даже при полной загрузке мощностей всех действующих ПВХ-производителей. Аналитик "РА Эксперт" А.Воронин предполагает, что потребность в импорте не только сохранится, но и будет ежегодно увеличиваться на 15-20% до тех пор, пока отечественные компании не начнут в достаточном объеме выпускать необходимое для отрасли стройматериалов сырье - о чем большая их часть пока и не помышляет.
Информирует Plastics.ru.
e-news.com.ua