Вероятно, сахар был известен еще Нерону, «saccharum» от санскритского «sarkura». Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии. Посредником в торговле с Индией был Египет — в ту пору провинция Римской империи. Позднее римляне возделывали сахарный тростник на Сицилии и в Южной Испании, но с падением Империи эта традиция была утрачена.
Появление сахара в Европе
Первые крестоносцы, прибыв в Ливан, узнали о чудесном растении, которое достигало 7–метровой высоты и давало сладкий сок. Его назвали «медовым тростником». Вскоре плантации этого растения появились в Испании, Южной Франции, на острове Мадейра, а также на островах Средиземного моря — Родосе, Крите, Кипре, Сицилии. Однако, центром торговли сахаром оставалась Венеция, закупавшая его на Востоке.
Сахар после открытия Америки Колумбом
Долгое время сахар считался снадобьем: им торговали в аптеках. Все изменилось с открытием Америки. Через Антверпен и Гамбург карибский сахар ввозили в Европу. Он был роскошью, символом богатства. Его хранили в серебряных шкатулках, запиравшихся на ключ. Им торговали на вес золота. При дворах королей и князей, в моде были... настольные вазы, изготовленные из коричневого сахара.
Войны за сахар
Ради «коричневого золота» велись ожесточенные войны. В 1520 году Нидерланды напали на одну из важнейших португальских колоний — Бразилию и уничтожили все плантации сахарного тростника. Так они расправились со своим главным конкурентом: ведь «медовый тростник» выращивали и на острове Ява, принадлежавшем Нидерландам. В ХVII — ХVIII веках целый ряд испанских колоний, поставлявших сахар в Европу, был отнят у ослабевшей державы. Острова Барбадос и Ямайка отошли к Англии, а Мартиника и Санто-Доминго (ныне Доминиканская Республика) — достались Франции.
После заката Испанской империи главным поставщиком сахара на мировой рынок стала Великобритания. Англичане ввели в моду подслащивать чай сахаром. Другое нововведение — чистить сахаром зубы — оказалось неудачным: британские богачи, усердно втиравшие сладкий песок в зубную эмаль, изнывали от кариеса. Вкус роскоши был обманчив. Заменить зубной порошок она не могла.
Появление свекловичного сахара или конец тростниковой монополии
В континентальной Европе в ХVIII веке сахар потребляли умеренно. Иные государи все еще пытались найти замену заморской сладости. Так, знаменитый прусский монарх Фридрих Великий (1712 – 1786 гг.), жалея денег на импорт сахара, питал надежду, что земля германская тоже может медоточивые растения родить. Он поручил химику Андреасу Маргграфу (1709 – 1782 гг.) найти «кормильца в своем отечестве».
В 1747 г. внимание ученого привлекли корни свеклы, где он обнаружил кристаллики сахара. Однако, лишь через полвека ученик Маргграфа, Франц-Карл Архад (1753 – 1821 гг.), сумел вывести свеклу с повышенным содержанием сахара и разработал способ извлечения из нее ценного сырья. Весть о «немецком сахаре» быстро достигла Лондона и вызвала переполох среди торговцев сладкой роскошью. Вскоре Архаду предложили 50 000 талеров при условии, что он свернет свое производство. Однако, он отказался даже от 200 000 талеров, предложенных ему напоследок.
В конце ХIХ века время монополии на сахар безвозвратно миновало. Он стал общедоступным товаром. Наступила эпоха доступного белого сахара из сахарной свеклы. Однако, коричневый сахар не исчез на совсем, он стал особым элитным продуктом, и неотъемлемой частью светских чаепитий.
Источник brown-white.ru