Вероятно, внимательно изучив проблемы отечественной экономики, Глава НБУ В.Стельмах решил озаботиться проблемами рефинансирования коммерческих банков. По его словам общий объем эмиссии гривны в 2006 году планируется осуществить на уровне 30 миллиардов гривен. При этом две трети этой суммы (20 миллиардов) НБУ намерен направить на рефинансирование коммерческих банков, которые в свою очередь должны будут прокредитовать на эту сумму субъекты предпринимательской деятельности.
По его словам, это коренным образом изменит сложившуюся в 2003-2005 гг. структуру эмиссии гривны, когда ее основная масса направлялась исключительно на покупку валюты на межбанковском валютном рынке. "В 2003-2004 гг. и в текущем году была эмиссия и подпитка экономики деньгами только через выкуп валюты. Мы считаем, что в 2006 году будет возможность эмиссии на 30 миллиардов гривен и две трети этой эмиссии можно рассматривать на проекты. Давайте начнем со среднесрочных – на срок до трех лет", – утверждает В.Стельмах. По его словам, речь идет о рефинансировании банков под проекты в сельском хозяйстве, жилищном строительстве и сфере малого бизнеса.
На первый взгляд такое благое устремление главного банкира страны стоит всячески и безоговорочно приветствовать. Если бы одно «но». Дело в том, что, делая подобные заявления, НБУ демонстрирует весьма специфическое понимание проблем и самого понятия рефинансирования. В цивилизованном финансовом мире едва ли не главным предназначением процедуры рефинансирования является воздействие в первую очередь на финансовые рынки, целью которого есть регулирование уровня ликвидности, воздействие на цену денег.
Председатель же НБУ имеет свое видение данной проблемы – рефинансирование есть метод поддержки тех или иных отраслей отечественной экономики. Кстати, совершенно логичным было бы задать справедливый вопрос – а разве в кредитной поддержке не нуждается отечественная металлургия, химическая промышленность или автомобилестроение. И почему-то очень хочется спросить о том, каким образом формировался список нуждающихся в заимствованиях через систему рефинансирования отраслей – это результат голосования Совета НБУ, плод ночных бдений Правления Нацбанка или перечень личных симпатий Владимира Семеновича?
Да селективная поддержка тех или иных отраслей экономики через процедуру рефинансирования периодически встречается даже в практике развитых стран. Однако, она сопровождается поощрением или ограничением приема к переучету или в залог векселей, а также изменениями требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей. Полагаю, вряд ли стоит объяснять, что в Украине процедура учета и переучета векселей в силу различных причин пока не прижилась. И перспектив для изменения сложившейся ситуации пока совершенно не видно.
Кроме этого, глава НБУ отметил, что положение об отборе банков для получения такого рефинансирования Нацбанк разработал еще в 2002 году. "У нас это положение было сделано в 2002 году. Но, я так понимаю, под давлением Международного валютного фонда и интенсивного наплыва валюты оно было забыто. С учетом требований времени мы всегда можем его обновить и задействовать". Говоря о стоимости рефинансирования, глава НБУ подчеркнул, что в следующем году она может быть на уровне 9%. НБУ мог бы приступить к такому рефинансированию еще в 2004 году, но пока не может пойти на такой шаг с учетом высокой ликвидности банков.
И тут не обходится без вопросов – либо Владимир Семенович подзабыл о том, что НБУ еще 9 августа прошлого года повысил ставку рефинансирования до 9,5% либо стоит ожидать снижения этого макроэкономического показателя обратно до 9%? Логично ли это в условиях, когда инфляция явно выше ставки рефинансирования – вопрос риторический.
Откровенно говоря, даже признавая безусловный авторитет Председателя НБУ, возможно не стоит сейчас говорить об уровне ставок рефинансовых кредитов в условиях ожидаемого всеми существенного повышения банками процентных ставок по кредитам в преддверии парламентских выборов. А ситуация с пока что избыточной ликвидностью банковской системы может измениться в самое ближайшее время – мы еще довольно неплохо помним то, что происходило с банками в ноябре 2004 года.
Кстати, к борьбе с излишками средств на корреспондентских счетах коммерческих банков приложил свою могучую руку и Национальный Банк, повысивший нормативы обязательного резервирования и обязавший коммерческие банки формировать в размере 100% от расчетного уровня. Как бы не пришлось брать консультации по спасению банковской системы страны у А.Яценюка, инициировавшим известное Постановление НБУ от 30 ноября 2004 года, которое, по сути, спасло банковскую систему страну от краха.
Станислав Королюк, ОЛИГАРХ.net
e-news.com.ua