Молодой медик смотрит на стену. "Скажите мне, что вас беспокоит?", – спрашивает. И узнаёт, что причина беспокойства – боли в животе. Почему он разговаривает со стеной? Быть может, этот медик сдурел, и ему самому нужна медицинская помощь?
А вот и нет. Задавая вопросы стене, этот человек обучается, приобретает необходимые коммуникативные навыки. К тому же на стене есть, с кем разговаривать и на что посмотреть.
На стену спроецирована 19-летняя девушка в натуральную величину. Этакая Лара Крофт, только с болями в животе. Она – виртуальная пациентка, с помощью которой студенты учатся терпеливо, с толком и расстановкой расспрашивать пациентов реальных об их болячках.
Вообще-то, такого рода учёбу принято проводить с живыми людьми, так называемыми "стандартизированными пациентами" – нанятыми специально для этого дела актёрами.
Они разыгрывают из себя страдальцев, а студенты под присмотром преподавателей должны выяснять со слов симулянтов причину их мучений и ставить диагноз.
Однако с актёрами имеются проблемы. Мало того, что они порой недостоверно играют свои роли, так их ещё нужно обучать: объяснять, как себя вести в соответствии с теми или иными симптомами заболеваний, о чём говорить, о чём нет. И так далее.
Соответственно, нужны актёры разного возраста и внешности. К каждой болезни им нужно подготовить подробную инструкцию... В общем, всё это долго и дорого.
При этом студентов только в одном университете сотни, актёров на всех не напасёшься. С виртуальной пациенткой должно быть попроще.
Итак, девушку с больным животом зовут Диана. DIANA – это аббревиатура от "DIgital ANimated Avatar" ("Цифровое анимированное олицетворение" – pdf-документ на восьми страницах).
Создали виртуальную Диану на кафедре информатики и инженерии университета Флориды (CISE). Руководит проектом доцент Бенджамин Лок (Benjamin Lok).
С апреля 2004 года его группа пытается применить технологию виртуальной реальности для улучшения коммуникаций между доктором и его пациентами.
В целом система (стоимостью около $10 тысяч) состоит из двух объединённых в сеть компьютеров, одного Tablet-PC, проектора, двух вебкамер, наушников и микрофона.
Работает это так. На стену проецируется трёхмерный кабинет доктора, в котором помимо Дианы находится виртуальный инструктор – чернокожий молодой человек. Его зовут Вик (VIC – Virtual Interactive Character).
Студент в наушниках усаживается напротив стены с Tablet-PC на коленях (чтоб делать заметки в цифровом блокноте). И, собственно, начинает виртуальный приём пациентки: на что жалуетесь, где болит, что, как давно это у вас и так далее.
Диана со страдальческим лицом держится за правый бок и, вроде как, рассказывает. Направляет беседу в случае чего тот самый виртуальный инструктор.
В ходе этого "интервью" студенту позволяется двигаться: указывать руками, качать головой и, конечно же, доверительно разглядывать пациентку – все эти движения, как и направление взгляда, фиксируют вебкамеры, а потом обрабатывает компьютер.
Такой контроль необходим для того, чтобы узнать, смотрел ли медик пациентке в глаза (и вообще, на что смотрел – туда ли?), какие использовал жесты – это важные вещи для приобретения правильных коммуникативных навыков.
По окончании приёма уже реальные инструкторы анализируют, как всё было, и ставят за беседу с больной студентам оценки.
Саму Диану, кстати сказать, тоже оценивают. По результатам первых испытаний, прошедших в августе 2004 года (реализм системы тогда проверяли семеро студентов), DIANA получила кол – единицу по 10-бальной шкале.
К декабрю, после ряда усовершенствований, средняя оценка Дианы была уже 7,2 балла – почти такая же, как у живых актёров. Обычно они набирают 7,4-7,5.
Бенджамин Лок находит эти результаты многообещающими, но признаёт, что заменить собой актёров DIANA пока не способна.
Она может смотреть в лицо собеседника, когда с нею говорят, опускать глаза в пол при возникновении паузы, протягивать ладонь для рукопожатия и изображать массу других приятных мелочей.
Но огромное количество других нюансов, которые могут обеспечить доктора информацией, системе недоступно:
"Существует очень много вещей, которые делаем мы с вами, когда разговариваем, – объясняет Лок. – Я, к примеру, по вашему взгляду могу сказать, сосредоточились ли вы на моих проблемах, слушаете ли вы меня. Ваши жесты, выражение лица, положение тела – этого компьютер сделать не может, но мы работаем над этим".
В то же время руководитель проекта рассказал о случаях, когда студенты просят прощения у Дианы и выражают ей сочувствие по поводу боли, которую она моделирует.
Лок признаёт, что в этих соболезнованиях никакого смысла нет, но подчёркивает: налицо признаки того, что границы реальности и виртуальности размываются. А это уже кое-что.
Источник: MEMBRANA.
e-news.com.ua
|
Новости рубрики:
Как недостаток физической активности влияет на организм
Dėmesys sveikatai: ankstyvas krūties vėžio nustatymas ir prevencija Как гаджеты влияют на качество сна Влияние рациона на риск развития онкологических заболеваний Пассивное курение и его опасности для здоровья ребенка La agripalma y sus beneficios para la salud Зачем нужно знать правду о ботоксе Как придать ресницам выразительность |