ТАНЗАНИЯ, Объединенная Республика Танзания, государство в Восточной Африке. Состоит из двух частей – материковой (бывш. Танганьика) и островной (острова Занзибар, Пемба и др.). Материковая часть Танзании граничит на севере с Угандой, на северо-востоке – с Кенией, на северо-западе – с Бурунди и Руандой, на юге – с Мозамбиком, на юго-западе – с Малави и Замбией, на западе – с Демократической Республикой Конго. На востоке омывается водами Индийского океана, на западе – оз. Танганьика, на юго-западе – оз. Ньяса, на севере – оз. Виктория. В 1974 столица была перенесена из Дар-эс-Салама в Додому. Перенос столицы был обусловлен желанием правительства перевести часть денежных потоков в глубь страны с более развитого побережья. Хотя Додома является теперь официальной столицей, во многих отношениях Дар-эс-Салам еще сохраняет столичные функции. Здесь по-прежнему находится бóльшая часть государственных учреждений, иностранных посольств и представительств международных организаций.
Население. По данным переписи 1988, в Танзании проживали 23,2 млн. человек, из них 22,5 млн. жили на материке и 0,6 млн. – на Занзибаре и Пембе. В 2004 численность населения страны составляет 36,59 млн. человек.
Население материковой Танзании почти полностью состоит из африканцев. Подавляющее большинство их занято в сельском хозяйстве. После установления государственного контроля над экономикой многие неафриканцы лишились работы и эмигрировали. После африканцев наиболее значительную часть населения составляли выходцы из Азии, главным образом из Индии и Пакистана, но за два десятилетия после 1961 их численность уменьшилась с 88,7 тыс. до 20 тыс. Из 23 тыс. европейцев в 1961 на сегодня осталась всего 1 тыс.
Государственное устройство. 9 декабря 1961 Танганьика обрела независимость. Национально-освободительной борьбой руководила массовая партия Африканский национальный союз Танганьики (ТАНУ). В стране действовали парламент и правительство, но формально главой государства был английский монарх. В декабре 1962 Танганьика была провозглашена республикой, главой исполнительной власти стал президент.
В феврале 1992 парламент одобрил поправки к конституции, предусматривавшие введение многопартийной системы. Либерализация политической жизни вызвала глубокие изменения в стране. Предоставление свободы слова ускорило создание нескольких печатных органов и разрядило политическую напряженность. После снятия партийно-государственного контроля за деятельностью общественных объединений появился ряд неправительственных организаций. Целью многих из них была поддержка социальной сферы (прежде всего здравоохранения и образования), которая раньше финансировалась государством. Другие организации занимались обсуждением земельной реформы, охраны окружающей среды, прав женщин и проч. В 1993 были созданы политические партии, которые начали подготовку к выборам 1995.
В этих выборах участвовали 13 политических партий, но лишь четыре из них выставили своих кандидатов на пост президента. Убедительную победу одержала ЧЧМ, чьи кандидаты были избраны на высшие государственные посты. Бенджамин Мкапа стал президентом Танзании, Омар Джума – первым вице-президентом и премьер-министром материковой части страны, Салмин Амур – вторым вице-президентом и президентом Занзибара. ЧЧМ добилась контроля не только над исполнительной властью, но и получила 214 из 275 мест в новом Национальном собрании. Крупнейшей оппозиционной силой на выборах была партия Национальная конвенция за созидание и реформы (НКСР), которую возглавлял известный борец с коррупцией Аугустин Мрема. Наибольшую поддержку НКСР получила в области Килиманджаро, на родине Мремы. На президентских выборах он завоевал 27,8% голосов, а его партии достались 19 парламентских мест. 28 депутатских мандатов получили представители влиятельной на Занзибаре партии Объединенный гражданский фронт (ОГФ), однако на президентских выборах ее кандидат собрал лишь 6,4% голосов. По нескольку мест в парламенте завоевали две другие оппозиционные партии: Объединенная демократическая партия (ОДП) и Партия демократии и прогресса (ЧАДЕМА).
ЧЧМ сформировала правительство в составе 23 министров. Примечательно, что многим бывшим высокопоставленным членам партии не были предложены посты в новом правительстве. После выборов позиции правительства ЧЧМ упрочились, чему способствовал конфликт внутри НКСР, наиболее влиятельной партии. В 1997 между Аугустином Мремой и остальными членами исполнительного комитета НКСР началась борьба за контроль над организацией. После многочисленных публикаций в прессе о внутрипартийных распрях число сторонников НКСР резко сократилось. В Мреме многие избиратели раньше видели претендента на пост президента Танзании, но при условии, что он проявит качества, достойные государственного деятеля. Союз с Занзибаром переживал непростой период из-за обвинений в подтасовке результатов выборов на острове, что позволило ЧЧМ занять там большинство мест в парламенте. В знак протеста активисты ОГФ провели длительный бойкот парламента. Отношения между материковой Танзанией и Занзибаром и теперь остаются напряженными.
В 1997 достоянием общественности стал доклад, в котором приводились многочисленные документальные доказательства широкого распространения коррупции властных структур. Страсти кипели и вокруг планов проведения радикальной земельной реформы, законодательно закрепляющей право частной собственности на землю. Поскольку в Танзании развиты традиции коллективного землепользования и в массовом сознании господствует представление, что земля не может быть предметом купли-продажи, правительство решило провести широкую дискуссию по этой проблеме. В ходе обсуждения возникли вопросы о праве женщин на владение землей и о взаимоотношениях между скотоводами-кочевниками, которые перегоняют скот на сезонные пастбища, и правительством, которому нужны земли для создания национальных парков и развития туризма.
Экономика. Модель социализма, принятая в Танзании после обретения независимости, основывалась на двух основных принципах – опоре на собственные силы и уравнительном распределении общественных богатств. Реализация этой модели была сопряжена с большими трудностями и оказалась несостоятельной главным образом из-за ориентации танзанийской экономики на экспорт сельскохозяйственной продукции. Несмотря на засушливый климат и другие неблагоприятные природные условия, сельское хозяйство составляет основу экономики Танзании.
В 1970-х годах экономика страны развивалась относительно быстрыми темпами, что было связано с высокими мировыми ценами на танзанийскую экспортную продукцию. Политика принудительного создания «социалистических деревень» привела к отчуждению крестьян от земли, и темпы роста замедлились. В конце 1970-х годов Танзания вступила в полосу экономического кризиса. Падение мировых цен на продукты танзанийского экспорта, мировой нефтяной кризис и обременительная война с Угандой привели к нарушению платежного баланса. Немаловажную роль сыграли и внутриполитические факторы. Государство систематически недоплачивало крестьянам за экспортную продукцию и аккумулировало значительную часть доходов от экспорта. Поэтому перед крестьянами стояла дилемма: либо производить меньше продукции, либо реализовывать значительную ее часть на черном рынке. Экономика социалистического типа предполагала наличие и политических ограничений хозяйственной деятельности. Арушская декларация 1967 запретила партийным функционерам и государственным чиновникам заниматься предпринимательством и использовать наемный труд. Несмотря на усилия руководства Танзании воспрепятствовать личному обогащению партийной элиты и государственных служащих, экономический кризис 1980-х годов породил масштабную теневую экономику. Работники партийного аппарата и государственные чиновники, столкнувшись с невозможностью прожить на свое жалованье, занялись предпринимательской деятельностью. Эксперты отмечают, что объективно оценить состояние экономики Танзании трудно, поскольку практически невозможно определить масштабы теневой экономики.
В начале 1980-х годов правительство Танзании предприняло несколько попыток скорректировать экономическую политику, но это не помогло больной социалистической экономике. В 1986 Танзания провела переговоры с МВФ с целью получения займов для осуществления структурной перестройки хозяйства страны. Достигнутая договоренность означала коренной поворот экономического курса страны, поскольку условия предоставления займов предусматривали отказ от социалистических методов хозяйствования. Подобно большинству стран, вставших на путь реформ, Танзания осуществляет приватизацию государственного сектора сельского хозяйства и промышленности. МВФ потребовал также либерализировать торговлю и девальвировать танзанийский шиллинг. В последние годы в результате свертывания социальных программ крестьяне лишились государственной поддержки, и теперь им приходится рассчитывать только на себя.
Танзания по-прежнему остается преимущественно аграрной страной, где 85% сельского населения занято в аграрном секторе. В 1997 экспорт сельскохозяйственной продукции принес 60% всех экспортных поступлений. Хотя МВФ назвал Танзанию страной, где успешно осуществлена структурная перестройка экономики, реальные результаты в лучшем случае можно считать половинчатыми. Для большинства крестьян производство, ориентированное на внутренний рынок, часто не обеспечивает даже прожиточного минимума.
Внешний долг в 1995 превысил 7 млрд. долл.
/">Источник