КОЛУМБИЯ, Республика Колумбия, государство в Южной Америке площадью 1141,7 тыс. кв.км. Единственная южноамериканская страна, имеющая выход как к Атлантическому (через Карибское море), так и к Тихому океану. На востоке граничит с Венесуэлой и Бразилией, на юге – с Эквадором и Перу и на северо-востоке – с Панамой. Почти все население Колумбии, насчитывающее в 1998 в общей сложности 40 804 тыс. человек обитает в горной области на западе страны. Люди селятся там по долинам рек, узким и далеко отстоящим друг от друга. Около трети населения – сельские жители. Степень урбанизации очень высока; шестая часть колумбийцев обитает в столице страны – городе Санта-Фе-де-Богота (в 1996 его население по оценкам составляло ок. 6 млн. человек); больше половины остального населения страны живет в других городах, наиболее крупными из которых являются Медельин, Кали и Барранкилья.
Население. На протяжении большей части 20 в. население Колумбии быстро увеличивалось, однако последние годы ознаменовались снижением рождаемости. В промежутке между переписями 1951 и 1964 население увеличилось с 11 910 тыс. до 18 090 тыс. человек, а в 1973 составило 23 228 тыс. человек. Как показывают эти цифры, средний прирост населения составлял 3,2% в 1951–1964 и 2,7% в 1964–1973. На июль 2003 численность населения составила 41,66 млн. человек, с учетом того, что некоторые племена индейцев, обитающие в труднодоступных районах, не были охвачены переписью. Ежегодный прирост за последние годы составляет ок. 1,56%. Коэффициент рождаемости – 21,59 на 1000 человек, а коэффициент смертности – 5,63. Ожидаемая продолжительность жизни – 75,12 лет для женщин и 67,29 для мужчин. Процент грамотных в городах оценивается в 93%, в деревне – 67%.
Государственное устройство. Законодательная власть принадлежит Национальному конгрессу, у который состоит из двух палат – Палаты представителей (162 депутата) и Сената (102 сенатора). Конгресс разрабатывает, истолковывает и изменяет законы, утверждает планы развития и капиталовложений, регулирует финансовую, биржевую и страховую деятельность, определяет уровень зарплаты и социальных выплат государственных служащих, распределяет общественные ресурсы, утверждает кредитную и налоговую политику, принимает решения по вопросам внешней торговли и таможенного законодательства. Конгресс определяет структуру и полномочия министерств и других административных органов, проводит амнистию. Он может предоставить чрезвычайные полномочия президенту, пересмотреть президентские указы, утвердить или отклонить договоры и соглашения, заключенные исполнительной властью. Парламент страны получил новые контрольные функции: он полномочен заслушивать государственных чиновников и представителей частного сектора, смещать министров с поста в случае их некомпетентности или правонарушений. Сенат может сместить с должности президента или вице-президента страны при выдвижении против них обвинений, утверждает присвоение высших воинских званий, дает разрешение правительству на объявление войны или ввод иностранных войск, выбирает членов Конституционного суда и генерального прокурора. Палата представителей избирает защитника народа, утверждает отчет об исполнении бюджета и состоянии государственной казны, выдвигает перед Сенатом обвинения против президента, вице-президента, членов Конституционного и Верховного судов, генерального прокурора и других высших должностных лиц.
Члены обеих палат избираются населением сроком на четыре года. 100 сенаторов выбираются по общенациональному округу, 2 представляют индейские общины и подлежат специальным общенациональным выборам. Члены Палаты представителей избираются по территориальным округам (их число зависит от численности населения департаментов страны). Право голоса предоставляется с 18 лет, причем военнослужащие и полицейские лишены избирательных прав.
Политические партии. С конца 1840-х в политической жизни Колумбии доминировали две основные партии – Либеральная и Консервативная, их различные фракции и комбинации. Противоборство между ними привело в конце 1940-х к кровавой гражданской войне («виоленсии») и установлению в 1953 военной диктатуры во главе с генералом Густаво Рохасом Пинильей. После падения военного режима (1957) на протяжении 1958–1974 в стране существовала система Национального фронта, в соответствии с которым представители консерваторов и либералов делили между собой парламентские места и поочередно избирались на пост президента. Последующий период характеризуется официальной многопартийной системой, расколом обеих главных партий на отдельные фракции и политические движения, а также появлением мощных военно-политических группировок, ведущих повстанческую борьбу.
Экономика. В 1996 ВВП Колумбии составил ок. 86 млрд. долл., т.е. 2225 долл. на душу населения. С 1970 по 1992 ВВП вырос на 162%, т.е. примерно на 4,5% в год;а к 2002 на 1,5% в год, т.е. на душу населения – 6,100 долл. США. Колумбия сравнительно легко перенесла финансовый кризис 1980-х и осталась единственной страной в регионе, которой не пришлось прибегать к реструктуризации внешнего долга. В 1996 сумма государственного долга Колумбии составляла ок. 15,9 млрд. долл. Темпы экономического роста в 1990-х колеблются от 2 до 5% в год. Валовые внутренние капиталовложения, хотя и снизились в 1980-е годы, большей частью оставались на уровне, близком к 20% ВВП. Население на грани бедности на 2001 в Колумбии составляло 56%.
/">Источник