ТУНИС, Тунисская Республика. Самое маленькое по площади арабское государство Северной Африки. На севере и востоке омывается Средиземным морем, на юго-востоке граничит с Ливией, а на западе – с Алжиром. Треть территории приходится на пустыню Сахара. Расположенный на полпути от Гибралтарского пролива до Суэцкого канала и всего в 139 км от Сицилии (считая от мыса Эт-Тиб), Тунис является самой северной страной в Африке и частью естественной границы между Западным и Восточным Средиземноморьем. В древности он был центром карфагенской державы, а затем стал сердцем римской провинции Африка. В Средние века именно отсюда арабское влияние и ислам распространялись на юг, запад и север. В 16 в. Тунис попал под власть Турции, а в конце 19 в. стал протекторатом Франции. В 1956 была провозглашена независимость страны, а в 1957 Тунис стал республикой.
Население. В 2003 в Тунисе проживало 9,92 млн. человек. Темпы прироста населения – 1,09%. Относительно низкий прирост населения объясняется успешным проведением в стране программы планирования семьи и не менее успешными мерами правительства по повышению статуса женщин. Еще одной причиной уменьшения демографического роста является эмиграция тунисцев на работу за границу. В Тунисе один из самых высоких в Африке показателей продолжительности жизни – 72,77 года для мужчин, и 76,15 для женщин.Коэффициент рождаемости составляет 16,53 на 1000 жителей, а коэффициент смерности – 5,02 смертей на 1000 жителей.
Государственное устройство. С 25 июля 1957 Тунис является республикой. В стране действует конституция, принятая 1 июня 1959, с последующими поправками и изменениями (последние из них были внесены в 1994).
Тунис – президентская республика. Глава государства – президент, избираемый на пятилетний срок всеобщим голосованием. Он не только является носителем исполнительной власти, но и обладает чрезвычайно широкими полномочиями, приоритетом по отношению к Национальному собранию и реальным главенством в различных областях государственной жизни. По конституции, президентом может быть наследственный гражданин Туниса в возрасте не моложе 40 лет, мусульманин по вероисповеданию. Глава государства независим от парламента и не несет ответственности перед ним. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны и хранителем конституции, представляет Тунис во внешних делах, аккредитует послов, обнародует законы, созывает сессии Национального собрания, назначает судей и т.д. Фактически он разделяет законодательную власть с парламентом, пользуется правом законодательной инициативы и может издавать законы по уполномочию. Глава государства может наложить «вето» на парламентский закон, чтобы преодолеть его, депутатам необходимо собрать большинство в две трети голосов.
В сфере исполнительной власти президент обеспечивает проведение в жизнь законов и следит за их исполнением, определяет общую политику правительства и основные направления деятельности государственной администрации, осуществляет управление государством, организуя административный аппарат и назначая государственных служащих на гражданские и военные посты.
Законодательная власть в Тунисе принадлежит однопалатному Национальному собранию (Меджлис аль-умма). Оно избирается одновременно с президентом сроком на пять лет путем всеобщих выборов. Парламент обсуждает и принимает законы, а также утверждает законы, изданные по его уполномочию президентом республики. Национальное собрание рассматривает и принимает государственный бюджет, ратифицирует международные договоры, обсуждает вопросы войны и мира. Но оно лишено возможности контролировать деятельность правительства, которое ответственно только перед президентом.
Политические партии. С конца 1950-х – начала 1960-х годов в Тунисе существовала однопартийная система. Правящей и единственной легальной в стране была Социалистическая дустуровская партия (СДП).
СДП была основана в 1934 в результате раскола созданной в 1920 Дустуровской (Либерально-конституционной) партии. До 1964 партия называлась «Новый Дустур». Ее сторонники выступили за массовое движение с целью проведения социальных и политических реформ, а затем – и достижение независимости страны. Партия возглавила борьбу за независимость, в 1956 выиграла всеобщие выборы, а после образования суверенного Тунисского государства стала правящей. Ее лидер Хабиб Бургиба занял пост президента Тунисской республики.
В 1981 съезд СДП принял решение о «допустимости и возможности существования в стране различных политических и социальных организаций». До 1983 политические группировки могли быть зарегистрированы как партии при условии получения ими не менее 5% голосов на выборах. С 1980-х возобновилась легальная деятельность оппозиционных партий.
Движение демократов-социалистов (ДДС) возникло в 1977–1978 на базе «либеральной оппозиции», исключенной в 1974 из СДП.Возглавил ее Ахмед Мстири. Партия провозглашает борьбу за демократические свободы, многопартийную систему и «либерализацию экономики». В 1983 ДДС было официально зарегистрировано. На парламентских выборах 1999 оно получило 13 из 34 мест, отведенных для оппозиции.
Партия народного единства (ПНЕ) была создана как Движение народного единства (ДНЕ) лидером левого крыла СДП Ахмедом бен Салахом, который в 1969 был смещен со всех постов, арестован, но в 1973 сумел бежать из тюрьмы за границу. ДНЕ действовало в эмиграции и в подполье внутри страны и подвергалось репрессиям. Оно требовало демократизации страны и проведения прогрессивных социально-экономических преобразований.
Юнионистский демократический союз (ЮДС) – арабско-националистическая партия, легализованная в 1988. В Национальном собрании ЮДС имеет 7 из 34 мест для оппозиции.
Движение обновления (ДО) – создано в апреле 1993 на базе Тунисской коммунистической партии (ТКП). Партия коммунистов, образованная в 1939, до 1943, в 1952–1954 и 1963–1981 действовала в подполье. В октябре 1992 ТКП отказалась от марксизма-ленинизма и в настоящее время рассматривает себя как партия либерального толка.
Экономика. Когда в 1956 Тунис получил независимость, он являлся аграрной страной. С тех пор значительно расширилась промышленная база Туниса, доминирующая роль в которой принадлежит нескольким крупным секторам. Развитие тунисской экономики зависит от экспорта нефти и минерального сырья, роста обрабатывающих отраслей, развития туризма и поступлений из-за границы. К началу 1980-х годов сельское хозяйство оставалось существенным, но далеко не преобладающим сектором экономики.
Внутренний валовый продукт (ВВП) Туниса в 2002 составил 67,13 млрд. долл. США. В последние годы неуклонно увеличивался доход на душу населения, с 1956 по 1997 он вырос с 300 до 2034 долл., а в 2002 составил 6800 долл. на душу населения.
/">Источник