ИТАЛИЯ Итальянская Республика, государство в Южной Европе, имеющее выход к Средиземному морю. Занимает территорию, расположенную к югу от Альп, Апеннинский полуостров и два крупных острова в Средиземном море – Сардинию и Сицилию, а также множество более мелких островов. На суше Италия граничит с Францией на северо-западе, со Швейцарией и Австрией на севере и со Словенией на северо-востоке.
Население. В Италии, по переписи 1991, проживало 57,1 млн. человек – почти на 860 тыс. больше, чем в 1981, и на 23 млн. больше, чем в 1901.А на июль 2004 численность населения составила 58,06 млн. человек. Среднегодовой прирост населения в 2004 составлял 0,9% (в 1971–1981 – 0,47%, в 1961–1971 – 0,77%).
Рождаемость в 2003 составляла 9,18 чел. на 1 тыс. (в 1931 – 25, а в 1911 – 31). Во время правления фашистов (1922–1943) рождаемость уменьшилась, но не так сильно, как в других странах Западной Европы, поскольку власти поощряли браки и большие семьи. В конце 1970-х годов рождаемость в Италии снизилась до такого же уровня, как в большинстве других стран Запада, и в 1980 составила 11 чел. на 1 тыс. На промышленном Севере рождаемость поддерживается на гораздо более низком уровне, чем на Юге.
Смертность уменьшалась довольно медленными темпами: с 30 на 1 тыс. жителей в 1861–1870 до 10 в 1951–1960. В 2003 смертность составляла 10,12 чел. на 1 тыс. Уровень младенческой смертности (детей в возрасте до года) сократился с 72 на 1 тыс. новорожденных в 1948 до 6,19 в 2003.
Государственное устройство. Италия стала республикой в июне 1946 и управляется по конституции, которая вступила в действие 1 января 1948. Система правления – парламентская с большим числом политических партий, ни одна из которых не имеет большинства голосов избирателей.
С 1946 Италия является республикой. Конституция Итальянской республики принята Учредительным собранием в 1948. Конституция 1948 уделяет больше внимание экономическим и социальным вопросам и отражает непростое сочетание либеральной, марксистской и католической традиций.
В конституцию могут вноситься поправки либо законодательным органом власти, либо путем референдума. Законодательный процесс требует, чтобы законопроект о поправке принимался на двух последовательных заседаниях парламента с интервалом по крайней мере в три месяца и был одобрен абсолютным большинством на втором заседании. Если предложение получает две трети голосов, поправка принимается сразу, а если количество голосов не достигает двух третей, то в течение трех месяцев может быть проведен референдум (для этого необходима поддержка со стороны депутатов, избирателей или местных органов власти).
Парламент Италии состоит из сената и палаты депутатов. Хотя обе палаты юридически равноправны, палата депутатов обладает большей политической властью, а ее членами являются ведущие политические деятели страны. Сенат состоит из 315 сенаторов, избранных в результате всеобщего голосования по территориальным округам на пятилетний срок; пяти наиболее известных граждан, пожизненно назначаемых президентом Италии; и всех бывших президентов, пожелавших сохранить свое место в сенате. Палата депутатов состоит из 630 членов, избираемых на пятилетний срок. Президент может распустить палату до истечения пятилетнего срока. В палату депутатов избираются граждане не моложе 18 лет, а в сенат – не моложе 25 лет. До 1993 выборы в обе палаты проходили на основе пропорционального представительства, и политические партии получали места в парламенте в соответствии с долей полученных ими голосов. В результате референдума, состоявшегося в апреле 1993, процедура избрания членов обеих палат была изменена так, что на последующих выборах 75% мест в каждой палате получают депутаты, избранные в одномандатных округах по мажоритарной системе, и 25% – по пропорциональной системе.
Попытки ввести полностью мажоритарную систему до сих пор не увенчались успехом. В референдумах по этому вопросу в 1999 и 2000 приняли участие приняли участие менее 50% избирателей, что недостаточно для того, чтобы их результаты были признаны действительными.
Парламент функционирует через постоянные комитеты, создаваемые в каждой палате. Комитеты организованы в зависимости от влиятельности политической партии в каждой палате, они могут принимать определенные категории законопроектов, не представляя их на рассмотрение на открытом заседании любой палаты. Парламент решает, можно ли доверять правительству или его следует сменить. В случае вынесения вотума доверия правительство, возглавляемое данным премьер-министром, остается у власти. Парламент принимает законы, избирает президента, контролирует исполнительную власть и выделяет средства на выполнение бюджета.
Исполнительная власть состоит из президента, совета министров и государственных учреждений.
Президент Итальянской республики официально возглавляет государство и избирается сроком на 7 лет на заседании парламента с участием представителей административных областей. Президент назначает премьер-министра, назначение должно получить одобрение парламента, а также пожизненных сенаторов и некоторых членов Конституционного суда. Считается, что президенты, подобно королям, должны быть выше политических пристрастий, но фактически они иногда вмешиваются в политические дела и играют решающую роль в конфликтах между партиями, в формировании коалиционных правительств, принятии и реализации политических решений.
Политические партии. Со времени принятия республиканской конституции и до начала 1990-х партийная система Италии отличалась устойчивостью и стабильностью, несмотря на частую смену правительственных кабинетов. Ядром всех без исключения правительств оставалась крупнейшая в стране Христианско-демократическая партия (ХДП), образованная в 1943 и тесно связанная с политическим истэблишментом Италии и католической церковью. В ХДП имелись различные внутренние течения – от левых социал-христианских до правых. С 1947 по 1963 христианские демократы правили страной в коалиции с различными небольшими правоцентристскими и центристскими партиями: Итальянской социал-демократической партией (основана в 1947, объединяла правое крыло социал-демократии), Итальянской республиканской партией (образована в 1832, играла активную роль в борьбе за объединение Италии в 19 веке) и Итальянской либеральной партией (оформилась в 1922). В 1963–1972 партнерами ХДП по левоцентристской правящей коалиции были Итальянская социалистическая партия (ИСП, образована в 1892, лево-социал-демократическая), социал-демократы и республиканцы. На протяжении 1970-х гг. христианские демократы избирали различные комбинации левого или правого центра либо формировали правительства меньшинства. В 1980-х страной правили коалиционные кабинеты, состоявшие обыкновенно из представителей 5 партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов, республиканцев и либералов. Во главе их находились члены ХДП (1982–1983, 1987–1992), республиканец Джованни Спадолини (1981–1982), социалисты Беттино Кракси (1983–1987) и Джулиано Амато (1992–1993).
Стабильности итальянской партийной системы пришел конец в начале 1990-х. Из-за потрясений, связанных с острыми финансовыми скандалами, коррупцией и разоблачением виднейших государственных деятелей и основных партий страны, большинство прежних политических организаций распалось или полностью сменило свой имидж. В течение последующего десятилетия вся партийная сцена Италии изменилась до неузнаваемости. Сформировались два основных политических блока, оспаривающих друг у друга власть, – правый («Дом свободы») и левоцентристский («Оливковое дерево»). При этом правые управляли страной в 1994 и с 2001, левоцентристы – в 1996–2001.
Экономика. Промышленное развитие Италии началось в конце 19 в. Фашистская политика и мировой экономический кризис способствовали реструктуризации, но не расширению промышленности, и к концу Второй мировой войны почти половина трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве. Однако с 1950-х годов итальянская экономика претерпела сильные изменения, и к 1990-м годам обрабатывающая и горнодобывающая промышленность вместе со строительством давали уже ок. 33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю, банковскую деятельность и управление) – еще 63%, в то время как доля сельского хозяйства сократилась до 4%.
В период с 1950 по 1964 объем промышленного производства почти удвоился. Готовые промышленные товары в качестве главных статей экспорта заменили полуфабрикаты, при этом возрос объем импорта сырья и средств производства. В период с 1963 по 1974 рост производства составлял 4,7% в год. В начале 1970-х годов Северная Италия превратилась в один из самых развитых промышленных районов Европы.
Вступление в т.н. Общий рынок (Европейское экономическое сообщество) в 1957 стало важным фактором увеличения объема итальянского экспорта.Доходы от экспорта на 2002 составили 259,2 млрд. долл. США.
В 2003 ВВП Италии оценивалось в 1,55 трилл. долл. США, из них на душу населения – 26 700 долл. США. По секторам ВВП делилось следующим образом: сельскохозяйственный сектор – 2,2%, индустрия – 28,9% и другие службы – 68,9%.
Несмотря на оживление итальянской экономики в 1980-е годы, основные структурные проблемы так и не были решены и проявились в 1990-х годах. Дефицит государственного сектора экономики Италии вырос с 84,6% от ВВП в 1985 до 103% в 1992. Чтобы удовлетворять условиям ЕС, сформулированным Маастрихтским соглашением 1991, правительство Италии пыталось уменьшить государственный долг и дефицит бюджета, но в 1992 долг все еще оставался на уровне 10,7% от ВВП (в 6 раз выше среднего показателя для стран Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР). Огромный государственный долг и постоянное превышение расходов над доходами в государственном секторе были главными причинами обесценивания итальянской лиры на 7% в сентябре 1992 и принятия итальянским правительством пакета экстренных финансовых и фискальных мер в 1992 и 1993.
Еще одна важная структурная проблема была связана с углублением разрыва между уровнями объема производства и благосостояния на Севере и Юге. После 1945 в южной части Италии произошли радикальные социальные и экономические изменения. Численность сельского населения в 1950–1960-е годы там уменьшилась вследствие его оттока в растущие промышленные города Северной Италии, в другие страны ЕС и США, тогда как доходы, уровень жизни, уровень образования и занятости повысились. Однако пропасть между Югом и Севером стала еще глубже, важными причинами отставания Юга были высокая концентрация населения в главных городах (особенно в Неаполе, Катании и Палермо) и ограниченные возможности трудоустройства, нехватка жилья, неблагоприятные условия для получения образования и социальной помощи.
/">Источник