ИНДИЯ, Республика Индия (на языке хинди – Бхарат), государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на 2930 км, в меридиональном – на 3220 км. Индия омывается водами Аравийского моря на западе, Индийского океана на юге и Бенгальского залива на востоке. Ее соседями являются на северо-западе Пакистан, на севере – Китай, Непал и Бутан, на востоке – Бангладеш и Мьянма.
Население. По оценке на 1999, численность населения Индии достигла 1 млрд. человек. Среднегодовой прирост населения снизился с 2,2% в 1950–1980-х годах до 1,7% в 1990–1998, но абсолютные показатели определяют его ежегодное увеличение примерно на 20 млн. человек.
Средняя плотность населения составляет 354 человека на 1 кв. км, а максимальная – более 750 человек на 1 кв. км в Западной Бенгалии и Керале. Наиболее густо заселены юго-восточное и юго-западное побережье, дельтовые низменности востока и Гангская равнина. Наименее обжиты возвышенности Центральной Индии, северо-восточные районы и Гималаи.
Демографический рост в существенной мере определяется снижением уровня смертности. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 22,6 лет для мужчин и 22,3 лет для женщин в 1900 соответственно до 63,2 и 61,7 лет в 1997. В этот период произошло почти полное искоренение эпидемических болезней, особенно чумы, оспы, холеры и брюшного тифа. Успехи были достигнуты и в борьбе с малярией и туберкулезом, расширении сети медицинских учреждений и развитии системы медицинского образования. Уменьшилась детская смертность. Для детей до года она снизилась со 190 в 1950 до 65,5 на 1000 новорожденных в 1997.
Правительство Индии осуществляет программу планирования семьи, способствуя распространению средств предупреждения беременности.
Примерно 65% населения страны живет в 500 тыс. деревень. Усиление миграционных процессов привело за истекшие полвека к формированию таких гигантских агломераций, как Мумбаи (Бомбей, 8 млн. человек), Калькутта (5 млн.) и союзная территория Дели во главе с одноименной столицей (8 млн. человек).
Уровень грамотности взрослого населения повысился с менее чем 20% в 1947 до 52% в 1996. Имеется разрыв в уровне грамотности между мужчинами и женщинами: соответственно 65,5% и 38%.
Развитые системы начального и среднего образования существенно увеличило нагрузку на колледжи и университеты. Ряд индийских университетов отвечает мировым стандартам, тем не менее в 1980–1990-е годы в стране высказывалась серьезная озабоченность снижением уровня подготовки как в общеобразовательной школе, так и в высших учебных заведениях.
Государственное устройство. Созданные в 1950 штаты унаследовали границы бывших провинций Британской Индии и княжеств, вошедших в состав Индийского Союза в 1947. Многие мелкие княжества были объединены, а некоторые присоединены к более крупным административно-территориальным образованиям. В 1956, в ответ на требования о реорганизации административного деления на лингвистической основе, были образованы 14 штатов, а также несколько управляемых из центра союзных территорий. В результате дальнейшего претворения этого курса в жизнь общее число штатов было доведено до 25: Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия. К семи союзным территориям относятся Андаманские и Никобарские острова, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Дели, Лакшадвип и Путтуччери (Пондишери).
Основные принципы Конституции. Согласно конституции, государство обязано обеспечить гражданам средства к существованию, проводить политику, которая препятствует концентрации богатства или собственности, защищать культурные и экономические интересы малоимущих социальных слоев, особенно зарегистрированных каст (бывших неприкасаемых) и племен.
Конституция провозглашает равенство всех граждан перед законом, право на собственность, свободу вероисповедания, слова, собраний, общественных движений и объединений. К участию в выборах допускаются лица старше 18 лет.
Исполнительную власть осуществляют президент, вице-президент и правительство во главе с премьер-министром. Президент избирается на пятилетний срок коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат парламента и членов законодательных собраний штатов. Президент может быть переизбран на второй срок. Вице-президент выбирается коллегией выборщиков на пятилетний период членами обеих палат парламента. Вице-президент является также председателем Совета штатов (верхней палаты парламента). Премьер-министр назначается президентом, однако на этот пост выдвигается лидер партии или коалиции, располагающей большинством мандатов в нижней палате, которой и подотчетно правительство. Кандидатуры министров, которые также официально утверждаются президентом, предлагает премьер. Правительство образует Совет министров, на котором лежит ответственность за работу административной машины и определение государственной политики.
Конституция формально наделяет президента страны полнотой исполнительной власти, однако в поправке 1977 к Конституции указывается, что президент должен действовать в соответствии с рекомендациями правительства.
Президент назначает председателя Верховного суда, по рекомендации последнего – членов Верховного суда и высших судов штатов, а также других высших должностных лиц. Все законодательные акты индийского парламента, а частично и местные акты вступают в силу после подписания их президентом. Президент выполняет законотворческую деятельность во время перерывов в работе парламента, который утверждает президентские указы. Глава государства имеет право объявлять чрезвычайное положение в штатах. Президент может вводить военное положение в стране в случае серьезной угрозы безопасности из-за внешней агрессии или вооруженного мятежа. Соответствующая президентская декларация нуждается в одобрении обеих палат парламента в течение месяца. Президент располагает полномочиями издавать в период военного положения законы, обязательные для исполнения во всех штатах страны.
Политические партии. Индийский национальный конгресс (ИНК) привел страну к независимости и на протяжении долгого времени оставался ведущей политической партией. Появление в 1980–1990-е годы новых партий уменьшило влияние ИНК в масштабе всей Индии и на уровне штатов.
Индийский национальный конгресс (ИНК) был основан в 1885. В независимой Индии ИНК пользовался авторитетом и поддержкой всех слоев населения. Лидеры страны призывали к политическому консенсусу на базе демократических ценностей и неприсоединения к существовавшим в мире военно-политическим блокам. ИНК оставался ведущей силой в политической жизни до парламентских выборов 1967. Созданная ИНК система начала давать сбои в начале 1960-х годов.
В 1996 ИНК (И) поддержал правительства новой коалиции – Объединенного фронта, во главе которых стояли вначале Х.Д.Деве Говда, а затем Индер Кумар Гурджал. Собственное влияние ИНК (И) падало вплоть до 1998, когда на дополнительных выборах удалось занять ведущие позиции в штатах Мадхья-Прадеши и Раджастхан и союзной территории Дели. Положительно сказался приход к руководству ИНК (И) Сони Ганди, которая удалила с высоких постов функционеров, замешанных в коррупции, и призвала к большей подотчетности и «прозрачности» в деятельности Конгресса.
Партия Джаната. В мае 1977 Бхаратия джан сангх, Бхаратия лок дал (БЛД), Социалистическая партия, Индийский национальный конгресс (организация) и Конгресс за демократию объединились в блок Джаната, одержавший победу на выборах 1977.
Бхаратия джаната парти (БДП). После того как Бхаратия джан сангх вышла из Джанаты, руководство последней в 1980 решило создать новую общенациональную партию. Бхаратия джаната парти сосредоточила усилия на выработке стратегии, направленной на поощрение сельского хозяйства и мелкой промышленности, а также на проведении политики, способствующей притоку иностранных инвестиций. На выборах 1989 БДП получила 88 мандатов, а после выборов 1991 стала ведущей оппозиционной силой по отношению к правящему ИНК (И). Избирательная кампания в апреле-мае 1996 принесла БДП 185 мест в Лок Сабхе, и она как партия с самой многочисленной депутатской фракцией в нижней палате предприняла попытку сформировать правительство. Лидер БДП Атал Бехари Ваджпайи занимал пост премьер-министра в течение двух недель и ушел в отставку после того, как другие крупные партии выступили против религиозного фундаментализма БДП.
Джаната дал. Возникла в 1987 как аморфная центристская партия, включившая в свои ряды бывших недовольных членов ИНК (И) и выходцев из прежней партии Джаната и из БЛД. Такое объединение стало возможным после ухода из кабинета Раджива Ганди старейшего его члена В.П.Сингха. В лице Сингха оппозиционные ИНК (И) силы обрели авторитетного кандидата на пост премьера, которому удалось создать блок, добившийся перевеса на парламентских выборах 1989. Как и другие партии, Джаната дал страдала от отсутствия внутреннего единства и потерпела поражение на выборах 1998.
Коммунистические партии. В 1925 в недрах Коммунистического Интернационала возникла Коммунистическая партия Индии (КПИ). Эта партия входит в предвыборные альянсы с другими политическими силами левой ориентации. В 1957 КПИ пришла к власти в штате Керала. Ее программная установка на коалицию с ИНК встретила сопротивление со стороны более радикальных элементов, которые в 1964 покинули КПИ и создали Коммунистическую партию Индии (марксистскую), независимую в своих действиях от СССР, а после 1968 и от Китая. КПИ (м) рассматривает себя как политическую организацию рабочих и крестьян в противовес ИНК – выразителя интересов предпринимателей и помещиков. КПИ (м) унаследовала в целостном виде большинство первичных ячеек КПИ. Одержав победу на выборах в Западной Бенгалии в 1977, КПИ (м) расширила свой электорат, сосредоточенный ранее в городах, за счет сельских районов. В результате партия сумела остаться у власти в этом штате в 1980 – начале 1990-х годов. В 1996 обе коммунистические партии вступили в избирательный блок Объединенный фронт. Их представители впервые заняли министерские посты в правительстве страны при X.Д.Деве Говде в июне 1996.
Экономика. За годы независимого развития Индия проделала путь от отсталой аграрной страны, едва обеспечивающей внутренние потребности в продовольствии, до современной аграрно-индустриальной, с развитыми промышленностью, торговлей и товарно-денежными отношениями. Экономику Индии отличают избыток и дешевизна рабочей силы и высокая культура труда. Индия стала космической и ядерной державой. Страна полностью обеспечивает себя продовольствием и производит ок. 200 млн. т зерновых культур. По уровню ВВП Индия входит в шестерку крупнейших экономических держав мира.
В 1996/97 финансовом году валовой внутренний продукт (ВВП), исчисленный как совокупная стоимость рыночных товаров и услуг, составил 295 млрд. долл. с учетом паритета покупательной способности валют данная величина приблизительно эквивалентна 1538 млрд. долл. (что ставит Индию на пятое место в мире), а в расчете на душу населения 1600 долл. В то же время доходы ниже уровня бедности имеют, согласно официальной оценке, ок. 35% населения, а по мнению отдельных ученых и специалистов международных исследовательских центров – ок. 50%.
В период с 1960 по 1990 ВВП возрастал ежегодно менее чем на 4% (в Пакистане на 5%, в Индонезии – на 6%, в Таиланде – на 7%, на Тайване – на 6% и в Республике Корея – на 9%). Лидеры начального периода независимого развития страны ориентировались на социалистическую модель экономики. Ожидалось, что вывести страну на более высокий экономический уровень будет легче при помощи государственного регулирования, а не свободного рынка. Большинство производственных мощностей во всех секторах народного хозяйства оставалось в частных руках, но ключевые отрасли промышленности были взяты под контроль правительства, для чего создавались государственные корпорации. Частные зарубежные капиталовложения и импорт запрещались или жестко регулировались в целях сохранения экономической самостоятельности страны.
В конце 1980-х годов был восстановлен ряд рыночных механизмов, сняты ограничения на иностранные инвестиции. С начала 1990-х годов ВВП увеличивается более чем на 5% в год (в 1994–1997 на 7,8% ежегодно). В 1998–1999 темпы роста снизились до 6% из-за политической нестабильности, дефицита инвестиций в инфраструктуру (что сдерживает экспорт и эффективность производства) и экономических санкций, наложенных США после ядерных испытаний в мае 1998.
/">Источник