Уже сегодня вечером станет ясно, насколько точны были социологические опросы, предрекавшие победу партии Ариэля Шарона «Кадима» на парламентских выборах в Израиле. И насколько правы были наблюдатели, предрекавшие создание коалиции «Кадимы» и «Аводы», ведущей левой партии страны. Впрочем, представить себе какую-либо другую коалицию не так просто. Не для того Ариэль Шарон, Эхуд Ольмерт и другие ведущие деятели «Ликуда» покидали эту партию, чтобы создавать с оставшимися в «Ликуде» новое правительство Израиля.
Да и для ликудовцев, чей нынешний руководитель Беньямин Нетаньяху слишком долго ждал ухода всех основных конкурентов, чтобы стать лидером ослабевшей партии, объединяться с «ренегатами» как-то совсем не с руки. Они предоставят инициативу другим.
Накануне этих выборов говорили о небывалом прецеденте – главной силой израильского правительства может стать совершенно новая политическая сила, ведь до сих пор страной правили либо левые – те, кто сейчас входят в «Аводу», - либо правые из «Ликуда». Однако считать что «Кадима» действительно новичок на политической сцене страны – означает упрощать ситуацию. На самом деле в обеих партиях – и правой, и левой – всегда были центристские элементы. После проигрыша парламентских выборов в 1977 году правым в «Аводе» всегда наблюдалось соревнование левого и центристского течения.
Можно сказать, что левые победили. Ариэль Шарон, имевший перманентные конфликты в «Ликуде», но все же не покидавший правых, вовремя заметил, что центристская ниша свободна. И занял ее, создав «Кадиму». Появление в партии многоопытного ветерана «Аводы» Шимона Переса как раз и доказывает проигрыш центристов в этой партии и появление новых возможностей для них. Но теперь оперившиеся в тени имени Шарона центристы имеют возможность для блока с «Аводой». При этом – во многом из-за тяжелой болезни сошедшего с дистанции Шарона и некоторого падения рейтинга «Кадимы» - «Аводе» в этой коалиции предстоит сыграть весьма важную роль.
Таким образом, во власти будет восстановлена вполне классическая левоцентристкая атмосфера, раньше поддерживавшаяся противостоянием и соперничеством центристской и левой фракции в самой Партии труда. Что, разумеется, не исключает в будущем, когда особенности личных взаимоотношений между нынешними руководителями «Кадимы» и «Ликуда» сгладятся, создания уже правоцентристской коалиции. Подбор партнеров может теперь зависеть от политических задач самой центристской партии – и обстановки в стране.
Многие считают «Кадиму» временным явлением на израильской политической сцене. Но на самом деле она – надолго. Ариэль Шарон ничего не изобрел. Он лишь «извлек» центристов из двух ведущих партий страны. Теперь «Авода» и «Ликуд» обречены быть левой и правой политическими силами соответственно. Приверженец центристских политических взглядов в Израиле уже не должен будет искать себе места у левых или у правых. И, собственно, не должен будет за них голосовать.
"Политком.ru"
e-news.com.ua