• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Украинское книгоиздание: государственная поддержка или ...

    Опубликовано: 2005-03-17 12:47:11
    Как говорят в таких случаях хозяйки: „Ставим на стол хрен, чтобы гости не говорили потом, что ни хрена не было”. На прошлой неделе в Международном выставочном центре, который проиграл тендер на право проводить конкурс Евровидения, состоялось не менее знаковое событие - Международная выставка „Украина информационная”, которая проходила в рамках VII Европейской министерской конференции по вопросам политики в сфере средств массовой информации. По этому случаю собрались не только представители столичных СМИ со статусом всеукраинских, но и журналисты, и медиа-магнаты разной величины из каждого региона Украины. Знаковость нынешней выставки состояла не в том, что выставочный зал на четыре дня стал местом небывалой концентрации газетчиков и телевизионщиков со всего государства. Даже присутствие на открытии выставки председателя Госкоминформа Ивана Чижа, „первой леди” страны Екатерины Ющенко-Чумаченко и короткий визит ее мужа, Президента Украины Виктора Ющенко прибавили, скорее, нездорового ажиотажа, чем знаковости. Дело в том, что едва ли не впервые за много лет в рамках этого солидного и известного мероприятия состоялась Киевская Международная книжная выставка-ярмарка. Для тех, кто еще не понял серьезности ситуации, объясняю: украинские книжники в конце концов вроде бы получили от новой власти первый аванс. Национальное книгоиздание, по идее, стали рассматривать не как отдельную пассионарную убыточную отрасль, а как часть государственной политики. Книге, кажется, начнут уделять такое же внимание, как печати и телевидению. Соответственно, книгоиздание в конце концов начнет интересовать как государственные дотационные, так и независимые коммерческие СМИ. О нашей книге благодаря объединению издателей с журналистами услышат в регионах, тиражи перестанут оседать в Киеве, Львове и Харькове, начнут расходиться по Украине. Соответственно – вырастут, а значит, издание книжек не будет больше делом камикадзе от культуры. Важнейшим шагом считается официальная поддержка книжной ярмарки Государственным комитетом телевидения и радиовещания Украины. Что же книжники увидели и почувствовали на практике? Лучше сказать, чего они не увидели: массированной рекламы важного для государства, собственно – государственного мероприятия. Согласен, государство – не коммерческая структура, и оно и не должно быть таким. Но если киевскую и региональную печать раздавали просто так, для рекламы и популяризации, причем газеты преимущественно оказывались не первой свежести, то понятие „ярмарок” предусматривает процесс торговли. Ярмарки газет не объявляли, и это было бы смешно: газеты „Гуцульский край”, „Калушский нефтехимик”, „Докучаевец” или „Красный горняк”, так же, как более тиражные издания областного и всеукраинского значения, живут один день. Максимум – два. На третий день после выхода в свет их уже никто не купит. Итак, раздавать их коллегам даром – не просто логичнее, но и практичнее, чем просто выбрасывать. А свою продукцию, написанную и изданную с тем расчетом, чтобы это было актуально хотя бы полгода, украинские издатели раздавать коллегам не спешили. Журналисты в первый же день обломали зубы, попробовав получить для потребностей редакции бесплатные книги. И в последующие дни занимались тем, что наматывали круги, блуждая между стендами и время от времени приценяясь к какому-нибудь изданию. Так и вышло: единственными постоянными посетителями книжной ярмарки стали ее участники. Этому оказывало содействие и местоположение выставочного центра – на левом берегу Днепра. Пешком от метро „Левобережная” нужно пилить десять-пятнадцать минут. Книголюбы с собственным транспортом туда за книгами не поедут, а книголюбы-пешеходы более охотно посещают Петровку. Или ярмарки „Книжный мир” и „Книжный сад”, они, как правило, проходят в центре Киева, а не у черта на рогах. Это я объяснил малое количество посетителей. Их не привлекала даже возможность купить что-нибудь по издательским ценам и получить при этом автограф от тех авторов, участие которых было заявлено в программе. В конце концов, финансовая сторона: издатели должны были заплатить за „представительское” участие сумму, которая, по разным сведениям, колебалась от 1 800 до 2 000 гривен. Если бы организаторы обеспечили нормальное количество народа, участники могли бы если не заработать на продаже книг, то, по крайней мере, выйти в „ноль” и „отбить” затраты. Для этого не надо загружать автобусы людьми и вывозить их на „Левобережную” массово. Достаточно запустить мощную рекламу, и здесь Гостелерадио могло бы доказать свою не формальную, а реальную озабоченность судьбой отечественной книги. Теперь мы можем наглядно увидеть практическую пользу от государственных обещаний поддержать что-нибудь полезное и перспективное. Например, вот как демонстрировал свою поддержку государственный муж Иван Чиж: после официального открытия, наговорив красивых и полезных слоганов, он в сопровождении нескольких телекамер ходил от стенда к стенду. Впереди семенили, как мне показалось, референты или обычные клерки, которые просили народ расступиться и дать пройти господину Чижу. А сами люди возле стендов прекращали всякие деловые и ознакомительные разговоры, принимали обеспокоенный вид и говорили собеседникам: „Так, тихо, Чиж идет”. Председатель Госкоминформа останавливался возле каждого стенда секунд на двадцать, здоровался, смотрел, кивал и двигался дальше. Вот, в конце концов, мы приходим к объяснению того, что именно происходило в не по весеннему снежные дни в стенах красивого, довольно представительского, но неудобно расположенного Международного выставочного центра. Запланировав в Киеве очередную международную книжную ярмарку, государство лишь формально уделило книжникам внимание. Как говорят в таких случаях хозяйки: „Ставим на стол хрен, чтобы гости не говорили потом, что ни хрена не было”. Практически все участники ярмарки держались с достоинством, но чувствовали себя растерянными. Те, кто не только выставлял, но еще и продавал книги, боролись за каждого потенциального покупателя, своими уговорами приобрести книгу едва ли не выдавливая из книголюба масло. А тех, кто только выставил образцы своей продукции, я вообще не понимаю: не лучше ли заплатить те же самые или даже меньшие деньги и поставить такой же стенд в одном из центральных книжных магазинов? По моему мнению, когда государство хочет если уж не проявлять заботу о состоянии украинского книгоиздания, а хотя бы уделять этой отрасли формальное внимание, то должностные лица, от которых это зависит, должны разработать государственную программу по привлечению людей к чтению. Проще говоря, разработать стратегический долгосрочный проект пропаганды украинского печатного слова. Все это дать на подпись Президенту, и Ющенко без лишних колебаний подпишет. Ведь принятие и подписание подобных программ не только элемент закрепления за народным Президентом его положительного имиджа, но и часть имиджа государства и создания новой идеологии. Пусть это прозвучит пафосно, но иначе просто не скажешь. И, прежде всего, следует определиться, на каком языке должна издаваться, собственно, украинская книга. С одной стороны, украинский язык для издания логичен. С другой, издатель, который работает на украинском рынке, издает литературу на русском языке и при этом не пропагандирует украинофобии и исправно платит налоги, тоже считается национальным книгопроизводителем. И имеет ли он право претендовать на обещанную государственную поддержку? Мысли разделились: русскоязычная книга продается на несколько порядков лучше и прибыли зависят лишь от умения издателя ее продать. Поэтому пускай государство поддерживает сугубо украиноязычную книгу. Пример государственного патроната приведен выше. Значит, украиноязычная книга при условиях такой поддержки сойдет на псы быстрее, чем когда издатели сами пробуют выгребаться. Между тем, я уже знаю несколько фактов реальной помощи национальному книжному делу со стороны государственных служащих. Правда, пока что на региональных уровнях. Власти некоторых городов и городков, где давно нет книжных магазинов, готовы предоставить помещение под книжный магазин и при этом не брать на первых порах с книжников арендной платы. А местная пресса тоже за довольно символические деньги готова рекламировать новосозданные книжные магазины на своих страницах. Почему-то ни Иван Чиж, ни кто-то другой из высоких должностных лиц не додумались до такого простого решения на всеукраинском уровне. Андрей Кокотюха proUA. e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.