Выдав лицензии на самостоятельную закупку газа двум финансово-промышленным группам (ФПГ) – корпорации «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) и ЗАО «Систем Капитал Менеджмент» (СКМ), украинское государство устами главы правительства подтвердило свою заинтересованность в демонополизации поставок газа промышленным потребителям.
На прошлой неделе премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил о том, что Кабинет Министров Украины не только не будет препятствовать договоренностям отечественных компаний с российскими о поставках газа напрямую, но и намерено создавать все возможные условия для инвестирования отечественными бизнесменами разработок зарубежных месторождений газа. Тем самым он придал индивидуальным стремлениям некоторых ФПГ и отдельных промышленных предприятий к самостоятельному обеспечению газом статус общегосударственной политики, при осуществлении которой, по мнению экспертов, будут удовлетворены интересы далеко не всех желающих.
Как известно, впервые вопрос о переходе на самостоятельное обеспечение природным газом был поднят в конце весны/начале лета нынешнего года, когда Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) выдала корпорации «Индустриальный союз Донбасса» лицензию на закупку 1,25 млрд. кубометров природного газа ежегодно по нерегулируемому тарифу сроком на пять лет. Тем самым ИСД было дано право импортировать природный газ в Украину, а также покупать его у мелких отечественных газодобытчиков не на аукционе, а по прямым контрактам. Таким образом, в Украине был создан прецедент отказа крупным промышленным потребителем от услуг государственного газового монополиста – компании «Нафтогаз Украины» и, по крайней мере, номинального, перехода на самостоятельное удовлетворение собственных потребностей в этом виде сырья.
Вслед за ИСД заявки на получение аналогичных лицензий подали еще три металлургические компании: «Интерпайп», ОАО «Запорожсталь» и ОАО «ММК им.Ильича». А уже в июле появился второй крупный промышленный субъект, которому НКРЭ выдала лицензию на закупку 2 млрд. кубометров природного газа в год по нерегулируемому тарифу сроком на три года, – аффилированная структура ЗАО «СКМ» – «Метинвест-холдинг». Так же, как и в случае с ИСД, определенный лицензией объем поставок газа соответствует объему потребления предприятиями, входящими в группу СКМ. То есть, как и ИСД, эта финансово-промышленная группа не ставила перед собой иной цели, кроме как удовлетворить собственные нужды в этом виде сырья.
Вскоре после этого специалисты из Министерства топлива и энергетики Украины констатировали, что данные факты образуют тенденцию. Как констатировал один из экспертов Минтопэнерго, опыт зимы 2006 года вызвал в крупных корпорациях стремление обеспечивать себя газом самостоятельно, минуя государственные компании в качестве посредников. По его словам, «помимо оптимизации схем поставок газа и расходов, крупные потребители пытаются обеспечить себя необходимыми объемами этого вида сырья, чтобы не допустить повторения ситуации, которая возникла прошлой зимой».
Как бы то ни было, но на данный момент отмеченная тенденция является скорее субъективной, чем объективной, то есть отражает намерения и желания самих потребителей, но никак не реальное положение дел. И изменить его – то есть на деле демонополизировать рынок природного газа, – по мнению экспертов, будет крайне сложно. Ведь на сегодня уже существует и действует целый ряд факторов, ограничивающих возможности промпотребителей самостоятельно закупать топливо. Так, приобрести его у отечественных газодобывающих компаний – «Нафтогаз», «Черноморнефтегаз» и «Укрнафта» – владельцы лицензий не смогут, поскольку их деятельность регламентируется соответствующим правительственным постановлением, которое оставляет за ними право продавать газ только населению. В свою очередь объемов добычи газа независимых украинских компаний явно не сможет покрыть потребностей всей отрасли, поскольку не превышает 1,85 млрд. кубометров в год.
Что же касается импортного газа, то вторым после «Газпрома» его экспортером является компания «Транснефть», ежегодно поставляющая в Украину примерно 2,5 млрд. кубометров. Кроме того, в нынешнем году к ней планировали присоединиться еще две крупные российские компании – ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ, а также ряд независимых производителей, которые могли бы ввезти еще 2-3 млрд. кубометров топлива. Очевидно, что в сумме имеющиеся на украинском рынке объемы «свободного» газа изрядно превышают потребности в нем отечественной металлургии. Однако в июле «Газпрому» удалось, наконец, добиться принятия долго лоббировавшегося им Закона, нормы которого закрепляют за ним монопольное право на экспорт российского газа. Что же касается туркменского или узбекского газа, то его закупки станут возможны и выгодны для украинских компаний только в том случае, если они будут участвовать в разработках тамошних месторождений газа или сумеют договориться о бартерной схеме оплаты.
Итак, ситуация имеет чуть ли не безнадежный вид и тем не менее именно в последние две недели в прессе активно циркулируют слухи о том, что второй лицензиат – компания «СКМ» уже договорился с Россией о прямых поставках газа на собственные предприятия. В самой компании на сегодня констатируют лишь факт того, что ее сотрудники ведут поиск источников газа и путей транспортировки, определяя зону поиска максимально широко (Туркменистан, Узбекистан и Россия). В свою очередь некоторые чиновники и эксперты самого разного уровня высказывают самые многозначительные предположения.
Так, например, Сергей Куприянов, пресс-секретарь председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, на днях сообщил украинским журналистам о том, что во время августовской встречи украинского премьера с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным г-н Янукович просил разрешить ряду крупных отечественных компаний заключать прямые соглашения с российскими поставщиками. Те не возражали, но напомнили о необходимости согласований условий я единственным законным экспортером газа – «Газпромом». В свою очередь тот, по информации г-на Куприянова, не исключает возможности прямых поставок газа украинским промпотребителям, но только в том случае, если оные «будут более выгодными, чем поставки через «РосУкрЭнерго».
Нежно сказать, что некоторые украинские эксперты не склонны видеть в подобных заявлениях россиян только декларации благих пожеланий. Однако они считают, что на деле подобного рода привилегия, если таковая будет дана, станет скорее исключением, чем правилом. В частности, бывший председатель Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Александр Гудыма считает, что Россия уже дала одной из украинских ФПГ – а именно СКМ – разрешение на прямые поставки газа. То есть, по предположениям г-на Гудымы, украинский премьер договорился с российскими властями о предоставлении компании «Метинвест-холдинг» тех же прав, какие имеет «РосУкрЭнерго». Однако это право имеет эксклюзивный характер и не получит широкого распространения.
Другие аналитики же считают, что наличие «свободного» газа на рынке Украины будет напрямую зависеть от правительственных договоренностей Москвы и Киева. То есть, в случае если российские власти дадут согласие, «Газпром» может передать часть экспорта независимым производителям газа. А те, в свою очередь, охотно будут его продавать украинским потребителям. Таким образом, перспектива того, что не только СКМ, но и другие отечественные ФПГ станут самостоятельно обеспечивать себя газом, остается достаточно вероятной.
Елена Герасимова,
Деловое издание E-NEWS