• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Международные перевозки: «гордиев узел» НДС

    Опубликовано: 2006-09-05 14:14:00

    Украинские перевозчики из числа юридических лиц считают, что они поставлены в неравные конкурентные условия по сравнению с другими участниками рынка перевозок. Вот уже полтора года они обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость при оказании услуг на таможенной территории Украины. Их конкурентов – зарубежных перевозчиков и  соотечественников – частных предпринимателей этот налог не касается. В связи с этим в августе в парламент был внесен законопроект, предусматривающий упразднение НДС для предприятий-транспортников - плательщиков НДС.

    Автором нового законопроекта выступил народный депутат Украины, в прошлом – председатель ЗАО «Интертранс» (г. Киев) Николай Ковзель. По его мнению, в связи с действием  Закона Украины “О налоге на добавленную стоимость”, принятого в марте 2005 г., у плательщиков НДС наметилась тенденция к потере заказчиков и к  увеличению заказов у перевозчиков – нерезидентов и у предпринимателей. Из-за этого юрлица уменьшают поступления в бюджеты разных уровней не только по части НДС, но и  по налогу на прибыль, подоходному налогу с граждан,  а также в социальные фонды. Речь при этом идет не только о перевозчиках-автомобилистах, но и о предприятиях железнодорожного, морского и речного транспорта.

    Уже сейчас  растет количество частных предпринимателей. Их сегодня 43% от всего количества членов Ассоциации международных автомобильных перевозок. Причиной роста этой категории перевозчиков отчасти и стала выгодная система налогообложения. Но, по утверждению народного депутата, большая часть зарабатываемых ими доходов, остается скрытой от налогообложения. Наиболее существенное, из-за чего они порой не могут  конкурировать с юридическими лицами,– это технический уровень самого транспорта и профессионализм водителей. Кроме того, надо учитывать показатели дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями для жизни людей, происходящими в большинтсве случаев по вине именно частных перевозчиков, а также отсутствие у них ответственности за груз.

    По словам Н. Ковзеля, следует учесть еще и то, что у отечественного перевозчика существую немало проблем, связанных с визовым режимом, требованиями по части экологии, с привлечением водителей определенного класса и необходимым опытом работы. По его же данным, сейчас водители Польши, Венгрии и других восточно-европейских стран массово уехали работать в Западную Европу. Поэтому, скажем, Польша уже без всяких дополнительных разрешений приглашает на работу наших специалистов по перевозкам. Если у нас не станет водителей-профессионалов, то спрос на транспортные услуги упадет и подавно.

    Украинские водители сталкиваются и с проблемами разрешений, соответствия требованиям ЕКМТ и использования приобретенного на родине топлива. Имея более дешевое горючее, мы даем пользоваться этим преимуществом Европе, никак не ограничивая перевозчиков из других стран. Украинский водитель может въехать, к примеру, на территорию Польши, имея только двести литров топлива. Остальное количество обязан приобрести на польских заправках. Для польского водителя – никаких ограничений, он может явиться на границу с почти пустыми топливными баками и использовать более дешевое топливо, приобретенное у нас.

    Николай Ковзель обращает внимание и на то, что все страны – соседи Украины сняли налог на транспортные услуги для своих перевозчиков на своей территории, ограничившись тем, что затамаживается сам груз.

    Отвечая на вопросы UGMK.INFO, Николай Ковзель выразил уверенность в том, что наш рынок перевозок может  в конечном итоге оказаться в руках зарубежных компаний, которые и налоги не платят, и топливо здесь приобретают по более низкой цене. Сохраняя норму Закона об уплате НДС, по мнению Н. Ковзеля, мы таким образом «хороним» нашего перевозчика  и одновременно открываем широкую дорогу перевозчику-нерезиденту.

    По-другому видит «положение вещей» эксперт, которого  редакция  UGMK.INFO пригласила для анализа этой же ситуации. Иван Соболев, эксперт лаборатории судебно-экономических исследований Киевского НИИ судебных экспертиз Министерства юстиции, напротив считает, что всякие предложения освобождать какие-либо услуги от обложения налогом на добавленную стоимость является некорректным по отношению к другим юридическим лицам, которые также оказывают услуги и платят НДС.  Этот налог по своей экономической сути – косвенный, взимаемый в том случае, если есть наценка (добавленная стоимость) на товар. По его мнению, для Украины было бы лучше упразднить всякое льготирование, кроме производства детского питания и медикаментов, но при этом снизить ставку НДС  с тем, чтобы  это было выгодно и предприятиям, и бюджету. Одновременно это способстовало бы прекращению фактически незаконноого возмещения НДС – то, что мы сегодня имеем.

    С автором законопроекта, по мнению И. Соболева, невозможно согласиться в том, что действующий закон об НДС ставит в неравные условия резидентов и нерезидентов, а также отечественных частных предпринимателей, уплачивающих единый налог. Дело в том, что НДС нельзя включать в себестоимость услуг. Конкурентоспособность зарубежных фирм реализуется за счет того, что у них  себестоимость услуг ниже, а уровень их выполнения качественнее. Поэтому, на взгляд эксперта, наши перевозчики и должны бороться за снижение своей себестоимости и повышать качество услуг.

    Если же говорить о потерях для госбюджета, то автор законопроекта должен был бы предоставить динамику поступлений в бюджет с учетом НДС от транспортных услуг, чего он не сделал, утверждает И.Соболев.

    Следует учесть, считает эксперт, что частные предприниматели имеют ограничения по оборотам. Если же автору законопроекта известны факты значительного сокрытия доходов, то его право обратиться по этому поводу с депутатским запросом  к контролирующим органам и получить подтверждение  того, что такая часть доходов действительно оказывается вне базы налогообложения.  И. Соболев напомнил об эксперименте, проводившемся в Украине 90-х годах по косвенному исчислению доходов предпринимателей, но системного развития этот подход в стране не получил, и практически «дело заглохло».

    Идеальный вариант действительно мог бы быть в том, если бы была принята другая – более низкая –  ставка НДС, речь о которой в Украине идет уже несколько лет. В ином случае противоречие останется – часть перевозчиков действительно будет пребывать в неравных для себя условиях, но вынуждена буде платить НДС, а бюджеты не дождутся предполагаемых поступлений.

    С другой стороны, не предоставляя никому льгот по налогах, можно было бы принять ограничительные меры для зарубежных перевозчиков. Увы, желание привлечь иностранных инвесторов часто оказывается неоправданно более выгодным для чужих участников рынков, чем для своих.

     Тарас Колиснык, UGMK.INFO

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.