Совместные действия России и Украины позволят еще долго удерживать цены на туркменский газ на низком уровне
«За год, который прошел, произошло переосмысление вопроса относительно RosUkrEnergo. Когда четвертого августа я начал работать, то сразу обратился к ”Газпрому” — непосредственному партнеру Украины, который определяет порядок поставок газа в нашу страну. Сейчас все переговоры мы ведем только с ним», — заявил на прошлой неделе премьер-министр Украины Виктор Янукович.
Россияне перестали избегать прямых переговоров о цене газа с Украиной. До сих пор всех отечественных переговорщиков отсылали прямиком к швейцарскому газовому трейдеру RosUkrEnergo (RUE). Общение с этой компанией низводило статус газовых переговоров с государственного уровня на уровень частных компаний. Любые договоренности с RUE никакими гарантиями подкреплены не были, поскольку в своей деятельности эта компания целиком зависит от «Газпрома»: использует трубопроводы монополиста и торгует принадлежащим ему газом. Доступ к людям, непосредственно решающим газовые вопросы (главе «Газпрома» Алексею Миллеру, вице-премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву и главе российского правительства Михаилу Фрадкову), позволил Виктору Януковичу вернуть газовые переговоры на прежний высокий уровень. Недавний визит украинского премьера в Сочи и поездка министра топлива и энергетики Юрия Бойко в Москву, несмотря на скудность информации о достигнутых результатах, все же позволяют сделать вывод, что принципиально стороны уже договорились.
Смотрите шире
Паритет интересов в газовом вопросе между Россией и Украиной уже достигнут. Киеву не нужно сдавать свою газотранспортную систему, чтобы получить дисконт в цене газа, Москве не надо допускать НАК «Нафтогаз України» к своим месторождениям в обмен на контроль над облгазами или какими-либо другими активами. Украина больше не отрицает объективной тенденции роста цены на газ, «Газпром» не требует покупать топливо по заоблачным ценам здесь и сейчас. «Нафтогаз» не будет замораживать Европу, отбирая транзитный российский газ, Кремль не станет шантажировать Украину тем же.
Взаимозависимость Украины и России слишком велика, чтобы идти ва-банк. Вопрос энергетической безопасности нашей страны вышел за рамки торговли «цена газа — цена транзита». Дополнительные прибыли, которые может получить за счет увеличения цены газа для Украины «Газпром» или RosUkrEnergo, по масштабу не сопоставимы с прибылями от реализации совместных проектов. Газовый вопрос сегодня выгодно рассматривать сквозь призму асимметричных договоренностей. Например, речь может идти о кардинальном увеличении транзита российской нефти по украинской территории, поскольку наша нефтетранспортная система загружена меньше чем наполовину; или о совместном строительстве терминала по сжижению газа в Крыму с последующим экспортом топлива в Испанию и Португалию танкерным флотом (это обойдется дешевле, чем доставка по европейским трубопроводам с их высокой ставкой транзита). Также оживает идея строительства новых газопроводов по территории Украины. Конечно, «Газпром» из-за этого не станет отказываться от строительства Северо-Европейского газопровода или расширения трубы «Ямал—Европа». Но одно другому не мешает.
Относительно низкая цена газа для Украины может подкрепляться уступками в электроэнергетике. Так, в мае Украина перекрыла экспорт российской электроэнергии в Молдавию, обеспечивая республику за счет собственного избыточного ресурса. Однако за Молдавией находится Румыния, за ней — Венгрия и Болгария, за ними — страны Западной Европы. Места на этом рынке хватит и России, и Украине. Было бы желание договариваться. Причем делать все это можно в рамках существующей газовой схемы.
Оправданная маскировка
Компания RosUkrEnergo утратила роль рычага давления на Украину и теперь должна уйти на задний план. Она остается посредником, однако много зарабатывать на поставках газа в Украину ей не дадут. «Если назначенная ”Газпромом” компания будет снимать дополнительные операционные прибыли от поставок газа, мы будем категорически против», — заявил Янукович.
По мнению аналитиков, RosUkrEnergo сегодня зарабатывает на поставках газа в нашу страну всего около трех долларов на тысяче кубометров. Для RUE поставлять нам газ — это своего рода обязаловка, балласт. Однако без выполнения такого условия компания не получит доступа к транзиту газа по территории Украины для продажи его европейцам, что составляет большую часть ее заработков. RosUkrEnergo больше других заинтересована в снижении энергозатратности украинской экономики и уменьшении потребления газа. Ведь это позволит ей высвободить большие объемы топлива для экспорта в Европу.
Прибыли RosUkrEnergo (свыше 700 млн долларов в 2005 году) — это плата за услуги, оказываемые владельцами компании российской и украинской газовым элитам. RUE служит громоотводом для Кремля, который Запад не устает критиковать за использование энергетического фактора во взаимоотношениях с соседними государствами. С января 2006 года официальная цена российского газа для Украины — 230 долларов за тысячу кубометров: эта цифра сопоставима с ценой газа для европейских потребителей. Для Украины RosUkrEnergo — волшебный переходник, позволяющий получать газ по 95 долларов, а не по 230.
За чужой счет
Дешевый туркменский газ служит фундаментом российско-украинской газовой пирамиды, без него она рассыплется, как карточный домик. Туркменистан хочет поучаствовать в дележе прибылей от продаж газа конечным потребителям. В Ашхабаде прекрасно понимают, что выкупаемый «Газпромом» туркменский газ идет не только на покрытие украинского газового баланса, но и частично отправляется на экспорт в Европу. Президент республики Сапармурат Ниязов уже заявил, что не намерен продавать свой газ по цене ниже 100 долларов за тысячу кубов. Устроив своеобразный аукцион для России и Украины, Туркменбаши успел продать топливо обеим странам: сначала Ниязов подписал контракт о прямых поставках газа в Украину, затем договорился с «Газпромом» о выкупе всех экспортных объемов туркменского газа.
Вопрос энергетической безопасности Украины вышел за рамки торговли «цена газа — цена транзита». Газовый вопрос сегодня надо рассматривать сквозь призму реализации совместных проектов
В итоге Туркменистан вынужден был нарушить один из двух контрактов — украинский. Сейчас наша страна не получает туркменский газ по прямому контракту. Формальной причиной этого стал долг в размере 60 млн долларов за предыдущие поставки. Учитывая, что в сентябре будет исчерпана квота поставок газа через компанию «Укргазэнерго» (32 млрд кубометров), к четвертому кварталу Украина подойдет с дефицитом газа в восемь-десять миллиардов кубометров. Такая политика Туркменистана подтолкнула Киев искать союзников в Москве. Зависимость России от Украины сегодня гораздо больше, чем от Туркменистана. Это, а также нежелание покупать среднеазиатский газ по более высоким ценам, создали предпосылки для согласованных действий наших стран.
Скорее всего, Украина решит проблему дефицита газа в этом году за счет поставок газа из Казахстана и, возможно, других стран Каспийского региона. В этом ей способствует Россия. А в начале 2007 года Сапармурату Ниязову могут поставить ультиматум: либо продажа газа на российско-туркменской границе по цене не выше 75 долларов (сегодня — 65), что обеспечит 110 долларов для Украины, о которых Виктор Янукович говорил еще в Сочи, либо — сжигать газ на горелках. Однако это крайняя мера.
Столь жесткого сценария в отношении Туркменистана Москва и Киев попытаются избежать. Ведь Ашхабад в ответ может активизировать работу в направлении поставок туркменского газа в Китай и Иран как альтернативу поставкам в РФ. Именно поэтому Россия и Украина идут на минимальную уступку в десять долларов. Но, так или иначе, концепция отношений в газовом треугольнике кардинально меняется.
Глеб Простаков, Expert.ua
e-news.com.ua