На сегодняшний день представить себе распивание пива без хрустящей ароматной закуски в виде снека трудно. На суд нашего потребителя представлены разнообразные спутники пива – от сырных до рыбных. Да и цена позволяет на них не экономить, а потреблять с двойным удовольствием. Как говорится, дешево и сердито. Понятно, что и спрос на снеки соответствующий.
Объем украинского рынка снеков в 2005 году составил 48 тыс. тонн. Оценка темпов роста – в среднем около 30% в натуральном выражении, в денежном – несколько больше. Рынок снеков постепенно структурируется, укрепляют позиции мощные компании, выпускающие высококачественную продукцию и имеющие развитую сеть дистрибуции. По данным экспертов, наиболее динамично рост наблюдается в сегменте рыбных закусок.
В основном, среди потребителей снеков молодежь возрастом до 25 лет, как основная категория потребителей вне дома, с высокой и средней частотой потребления снеков, а также любители пива всех возрастов. Как стало известно, этот вид закуски покупают 64% потребителей в возрасте до 20 лет, 69% – от 20 до 30 лет, 71% респондентов в возрасте 30-40 лет и только 38% – старше 40 лет.
По состоянию на декабрь 2005 года в рейтинге спонтанного знания (все упоминания) ТМ сухариков по Украине, лидируют «3 корочки», получившие 53,55%, далее следует ТМ «Флинт» – 45,63% и т.д. В рейтинге спонтанного знания фисташек лидирует ТМ «Мачо», представленная в «премиум»-сегменте – ее знают 21,37% респондентов. Остальные ТМ следуют с большим отрывом.
В рейтинге спонтанного знания марок и видов морских снеков по состоянию на декабрь 2005 года ярко выраженных лидеров не наблюдалось. На декабрь 2005 года в рейтинге спонтанного знания марок морских снеков первую позицию занимала марка компании «ООО Южная мануфактура «Пролив» – «Рыбачка Соня». Однако около полгода назад марка была выведена из ассортимента.
В рейтинге спонтанного знания марок фасованных орешков по Украине тотально лидируют ТМ «Козацька розвага» и «Мачо». Данными по продажам снеков в своих розничных сетях поделились компании: «Край», «Квиза Трейд» («Велика Кишеня») и «Корпорация ПАККО». Соотношение продаж отечественной и импортной продукции в снековой группе в сети супермаркетов «Край» оценивается как 80% и 20%. Структура продаж групп снеков выглядит таким образом: фасованные орешки занимают 30% в денежном выражении, чипсы – 30%, сухарики – 20%, экструзионные – 5%, прочие – 15% (срез на основе анализа продаж апреля-мая 2006 года).
По словам экспертов рынка, в нынешнем году продолжится структуризация рынка, ужесточится конкуренция. Производители снеков будут совершенствовать качество продукции, вводить новые удобные форматы упаковки, проводить акции, дегустации.
Наталья Погосова, корреспондент
ELCOMART News