• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ

    Опубликовано: 2006-06-23 12:33:00

    О том, как Астана ведет гибкую и взвешенную политику в треугольнике Россия-Запад-Китай

    Опасения по поводу пересмотра цен на газ для "помаранчевой" Украины привели к тому, что аналитики заговорили о "топливной войне" между Киевом и Москвой. В связи с этим особое внимание промышленных лидеров привлекают перспективы поставок энергоносителей из политически стабильных стран и регионов по маршрутам, дополняющим существующие.

    Богатый на энергетические ресурсы, Казахстан, чья экономика развивается высокими темпами, а политический режим стабилен, проводит взвешенную и предсказуемую внешнюю политику и это дает основания полагать, что на предстоящем Саммите G-8 Казахстан займет вполне достойное место.

    Опыт экономических реформ и внешнеполитические успехи Казахстана могут пролить свет на выработку нашими украинскими стратегами правильной и взвешенной политики, направленной на единение.

    В середине лета на какое-то время центром мировой политики станет Санкт-Петербург. На 15 - 17 июля текущего года в город съедутся лидеры группы великих держав - Большой Восьмерки (G-8). Этот неформальный клуб, возникший по инициативе Президента Франции В. Жискара д'Эстена, вот уже более 30 лет занимается координацией мировых процессов в экономике, социальной и политической сферах (главным образом, в области безопасности). Его членами являются США, Канада, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Япония и Россия. Несмотря на то, что G-8 формально не является международной организацией - не основана на соответствующем договоре, не имеет юридически зафиксированных критериев приема, устава и постоянного секретариата, - в современном мире она является одной из самых известных и авторитетных "групп влияния". Решения Большой Восьмерки носят характер политических обязательств государств-участников.

    В 2006 году в G-8 председательствует Россия. С этим во многом связано то, что Саммит будет посвящен проблемам энергетической безопасности: Россия является крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок, в том числе, в промышленно развитые, но энергетически зависимые державы Запада (прежде всего, Европейского Союза).

    Учитывая текущее состояние мирового рынка энергоносителей и динамику факторов, его определяющих, саммит вряд ли станет формальным обсуждением глобальных проблем мирового развития. Скорее, он пройдет в режиме горячей дискуссии: мировые лидеры попытаются выторговать у России лучшие условия поставок нефти и газа.
    Это и не удивительно, так как большинство других крупных стран-поставщиков сегодня весьма ненадежны.

    Во-первых, существует <проблема Ирана>, который в случае угрозы со стороны международного сообщества, грозит перекрыть нефтяной кран (пусть и в ущерб своей экономике).

    Во-вторых, подконтрольный США Ирак до сих пор не может рассматриваться как стабильный поставщик - там существует постоянная террористическая угроза: По сути, война в стране еще не закончена, там продолжают гибнуть люди.

    В-третьих, есть проблемы и в Латинской Америке. Например, недавно избранный Президент Боливии Э. Моралес национализировал все нефтяные ресурсы страны, а затем вступил в антиамериканский союз с лидерами Кубы и Венесуэлы.

    Собственно говоря, определенные опасения существуют на Западе в отношении России - ввиду, например, недавнего пересмотра цен в отношении "оранжевой" Украины. Некоторые аналитики посчитали это даже началом "топливной войны" между Киевом и Москвой.

    В связи с этим особое внимание промышленных лидеров привлекают перспективы поставок энергоносителей из политически стабильных стран и регионов по маршрутам, дополняющим существующие.

    В этом смысле далеко не случайным будет участие в Саммите G-8 Президента Казахстана Н. Назарбаева, который прибудет в Санкт-Петербург в качестве лидера страны-председателя СНГ. Очевидно, что этот визит не ограничится формальными функциями: он станет новым рубежом партнерства Республики Казахстан со странами Большой Восьмерки.

    Дело в том, что Казахстан не только обладает уникальными природными месторождениями базовых энергоресурсов, но и, в отличие от других бывших советских республик Прикаспия (а это - главный альтернативный энерго-регион), например, Туркмении, обладает и высокоразвитой инфраструктурой для добычи и транспортировки полезных ископаемых.

    Далее, помимо экономической составляющей, приглашение Президента Назарбаева на саммит Большой Восьмерки - полученное впервые, - является подтверждением в глазах международного сообщества того, что Казахстан наконец приобрел статус свободного и демократического государства и равноправного партнера ведущих мировых держав.
    В ходе недавнего визита в Астану Вице-президент США Ричард Чейни, например, так охарактеризовал состояние и перспективы отношений с Казахстаном: "Нам очень приятно ощущать Казахстан своим другом. Мы признательны Казахстану за все то, что он сделал для всего мира. Америка уверена в том, что у Казахстана большое будущее как у независимой страны. Это страна, которая находится на правильном пути к развитию и безопасности. Мы гордимся тем, что являемся вашим стратегическим партнером".
    Разумеется, слова Вице-президента Чейни о "стратегическом партнерстве" надо воспринимать скорее как пожелание - стратегическим партнером Казахстана является Россия:
    В любом случае, Казахстан, будучи по естественным причинам геополитическим центром субконтинента, за годы независимости утвердил за собой статус лидера Центральной Азии и стал локомотивом его экономического и политического развития. В силу этого и Запад стремится к развитию отношений с Республикой: помимо экономических связей и доступа к ресурсной базе, взаимодействие с Казахстаном открывает путь в Центрально-Азиатский регион как целое - для налаживания сотрудничества на межгосударственном уровне, на уровне неправительственных организаций и т.д.

    Важно и то, что политический режим, сложившийся в Казахстане, наиболее близок к стандартам западной демократии и адекватен по сравнению с режимами в соседних странах. Астана не боится перемен и модернизации - как в политической, так и в экономической сферах. Кроме того, Казахстан зарекомендовал себя как надежный партнер и в рамках международной борьбы с террором. В силу этого понятно, что странам Большой Восьмерки проще и удобнее поддерживать контакты именно с властями Казахстана, нежели с властями других постсоветских республик Центральной Азии.

    Но интерес к Казахстану проявляют не только лидеры промышленных держав, но и множество других стран, порой конфликтующих между собой, но при посредничестве Астаны, успешно решающих эти вопросы.

    Саммит СВМДА, состоявшийся 17 июня, стал своего рода триумфом казахстанской дипломатии, так как итоговые документы, а это Каталог мер доверия и Декларация, отразили консолидированный подход государств-членов к проблемам азиатской безопасности. Казахстану удалось достичь необходимого уровня институционализации процесса, добившись согласия всех государств-членов на учреждение в Алматы Секретариата СВМДА.

    Заметен рост популярности и привлекательности СВМДА для азиатских стран, о чем свидетельствует вступление в Форум Таиланда и Кореи.

    Алан Ваниев, корреспондент

    ELCOMART News

     

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.