«Заплатите за билет!», «И не собираюсь», «Как так - не собираюсь?», «Билетик предъявите», «У меня его нет», «Почему?», «Нет денег», «Заплатите за билет» и опять эта волынка в ушах…
Передо мной на импровизированной сцене шесть человек, стоящих напротив друг друга. Взмах ведущего, и они общаются по парам. То тихо, то громко, то смеясь, то возмущаясь. Новый взмах рукой, участники меняются ролями и вновь этот гам шести одновременно говорящих пар…
Нет, это не театр абсурда, а актёры передо мной – непрофессионалы, обычные люди. Эта ролевая игра, если ее можно назвать таковой, является ничем иным, как психодрамой - одним из интереснейших творческих методов психотерапии, уходящим корнями в саму историю театра, историю игры.
Давным-давно, когда человек стал задаваться первопричинами существования себя на земле, родился театр. У человека имелось множество вопросов, на которые он не знал ответа. И на зарождающийся театр была возложена ответственность воссоздать прошедшие события и ситуации, чтобы отыскать в них глубинный смысл. Первые театральные постановки были религиозными, поскольку связывали человека с высшими силами и божественной реальностью. Постепенно роли жрецов и приближенных менялись на роли обычных людей, и игра становилась более человеческой.
Уже многое известно о событиях человеческой жизни, но мы продолжаем любить и наблюдать за людскими судьбами, событиями прошлого, настоящего и будущего. Как говорил В.Г. Белинский, театр «поражает душу впечатлениями и играет ею самовластно». Недаром театр называют храмом для искусства и души. Нам всегда будет нужно место, где мы сможем сопереживать, ненавидеть, любить, опасаться за героев, за несколько мгновений проживать чужую жизнь, а то и находить в ней себя, свои проблемы, свои конфликты.
Порой чувства, испытываемые нами во время спектакля, восполняют пробелы собственных представлений и образов, позволяют почувствовать причастность к героям, лечат проблемные идеи и мысли, направляя их в новое русло.
Как часто нам хотелось побывать «по ту сторону экрана», стать героями сюжета, подружиться с ними. Ведь одно дело наблюдать сюжет со стороны, и совсем другое – принимать в нем участие.
Как вариант разрешения проблемных личностных ситуаций родился психотерапевтический метод «Психодрама». Если в простом театре все роли расписаны автором, и актерам остается лишь слегка импровизировать, то в психодраме сюжет совершенно отсутствует. Порой участники группы даже не догадываются, к чему придут в конце занятия.
Психодрама содержит в себе элементы лирической поэмы, комедии, эпической драмы и даже театра абсурда. Самое главное – это реализм, истинные правдивые чувства актеров.
Психодрама: этапы постановки
1. Смысл и задачи.
В начале занятия ведущий объясняет задачи и смысл данного метода – проигрывание проблемной (травмирующей) ситуации одним или несколькими участниками, а также поиск выхода из тупика.
2. В подготовительной стадии режиссер проводит простые разминочные игры, физически раскрепощая участников, учит преодолевать двигательную зажатость, что особо характерно для начинающих актеров. Для разминок хорошо подходят подвижные игры, элементы групповой гимнастики, парные пантомимы – «Сбор рукопожатий», «Путаница», «Крокодилы» и т.д. Роль режиссера – всячески поощрять смелость участников, необдуманные проявления эмоций, новых идей.
3. Распределение ролей и поиск проблемы. В психодраме различают 3 роли: режиссёр (руководитель группы), главный герой, помощники героя (один или несколько). Главный герой выбирает любую важную для него тему, которую бы он хотел разрешить («Грубят в транспорте, как ответить?» «Конфликт в магазине», «Муж вернулся поздно домой», «Ребенок плохо учится в школе», «Шеф выносит мозги» и т.д.). Главный герой выбирает себе помощников, которым объясняются задачи. Далее он разыгрывает намеченное действие, старается более естественно и спонтанно выражать свои чувства и мысли.
4. Роли помощников разные в зависимости от методики. Например, при «Монологе» герой говорит сам, при «Двойнике» помощник выступает внутренним голосом героя,
следит за его речью, готовится ее продолжать, искать решение проблемы, как только герой начинает путаться в ней. В «Обмене ролями» герой и помощник превращаются друг в друга, и у главного героя появляется возможность взглянуть на проблему другими глазами. Это позволяет научиться лучше понимать других и самого себя. В методе «Отображение» несколько помощников играют главного героя в его проблеме, что помогает увидеть себя со стороны глазами общества, уточнить мнение о себе и внести коррекцию в свое поведение.
5. На завершающей стадии проводится совместное обсуждение и анализ поведения. В обсуждение вовлекаются все участники группы, что позволяет герою лучше узнать себя и других.
Психотерапия на дому
Конечно, вся психотерапия должна проводиться только с сопровождением практикующих психологов и психотерапевтов. Но часть психотерапии театром мы можем проводить и в домашних условиях.
•Детская психотерапия театром. Поощряйте детское творчество. На домашние семейные праздники: дни Рождения, 23 Февраля, 8 Марта, Новый год устраивайте домашние спектакли, кукольные театры. Сюжеты можно взять из детских книг или придумать самим. Костюмы и реквизиты легко купить в магазине или создать что-то свое. Можно купить готовые кукольные наборы – пальчиковый, перчаточный театр, набор кукол-марионеток или изготовить игрушки самим. Если ваш ребенок пишет стихи, музыку, рисует или поет – используйте его способности в сюжете – его счастью не будет предела.
Кроме того, такие праздники наилучшим образом сплачивают членов семьи, даже самых разновозрастных.
•Посещайте различные спектакли, арт-кафе. Введите в привычку обсуждать спектакли: «А как бы поступил я?», «О чем нам хотели сказать актеры?».
•Проводите легкие театральные сценки типа:
«Автобус». Герою нагрубили в автобусе. Он был настолько ошеломлен, что не знал, как ответить. Помогите ему.
«Магазин». В магазине привязался пьяница. Что делать?
«Начальник и подчиненный». Начальник постоянно кричит на подчиненного, тот находится в хроническом стрессе. Что делать? Проиграв, поменяйтесь ролями, может быть найдутся иные способы решения проблемы?
Вся жизнь театр.
Играют роли люди в чьей-то пьесе,
В уста их вложены чужие речи
И свет софитов заменяет солнце им.
Под масками их лица стерты,
Поступки их лишь воля кукловода.
Но будет ночь, когда мы снимем маски...
Сами себя сыграем...
Играйте сами себя и решайте проблемы, играя.
Ольга ВОСТОЧНАЯ, психолог
e-news.com.ua